Поделиться:
Главная
Богословие
Толкование Нового Завета
Изложение Евангелия от Иоанна

(Иоанн 7, 37-52; 8, 12)

Праздник Кущей был у Иудеев одним из трех великих годовых праздников (другие два: Пасха и Пятидесятница). Этот праздник евреи совершали в память своего сорокалетнего странствования в пустыне, и проводили очень весело. На целую неделю все выбирались из домов своих в кущи или палатки, которые устраивались на всех улицах и площадях, на крышах домов и в садах, по долинам и окрестным горам. Каждый день во всю эту неделю, по принесении утренней жертвы в храме Иерусалимском, очередной священник, сопровождаемый множеством народа, шел к священному источнику Силоамскому, почерпал там воды в золотой сосуд, и с музыкой и пением священных песней возвращался в храм и возливал эту воду на жертвенный алтарь. Этот обряд напоминал евреям чудесное изведение воды из камня в пустыне жезлом Моисея.

На сей-то праздник, за полгода до Своих спасительных страданий, Иисус Христос пришел в Иерусалим. Наступил последний великий день праздника (восьмой); народ толпами спешил из своих палаток в храм, чтобы отсюда возвратиться уже по домам. И вот Господь является в этот храм, и, пользуясь многолюдным стечением, указывает на обряд возлияния Силоамской воды и велегласно зовет к Себе всех, кого томит жажда духовная, кто всем сердцем ищет истины и спасения.

В последний же день великий праздника, — так повествует об этом святой евангелист Иоанн Богослов, — стояше Иисус — стоял, конечно, на видном, возвышенном месте, — и зваше, глаголя, — взывал небоязненно, громким голосом: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Кто жаждет, как евреи жаждали в пустыне безводной, чья душа томится жаждою благодати и истины, тот иди ко Мне и пей! Я — источник жизни неисчерпаемой, нигде, кроме Меня, не найдет душа ваша истинного счастья и успокоения; во Мне одном, в Моем учении, в благодати Духа Божия, через Меня на всех изливающейся, этот желанный покой, это вожделенное утоление вашей жажды душевной. Я никого не влеку к Себе насильно, никого не принуждаю, Я призываю только желающих: Придите ко Мне все алчущие и жаждущие правды, все труждающиеся и обремененные, и Я утолю вашу жажду духовную, упокою вас в обителях Отца Моего Небесного.

Мало того: веруяй в Мя, якоже рече Писание, и сам соделается источником благодати Божией: реки от чрева его — из его доброго, благодатью обновленного сердца, истекут воды живы — потекут целые потоки благодатного учения, которое будет могущественно действовать на сердца человеческие... Сие же рече о Дусе (о благодатных дарах Духа Святаго), Егоже хотяху приимати верующии во имя Его, особенно в день Пятидесятницы.

И пророки говорили Духом Божиим, и апостолы до дня Пятидесятницы причастны были благодати Христовой, но не в такой обильной мере, и ни те, ни другие не могли сообщать другим сию благодать. Почему же? Не у бо бе Дух Святый (потому что на них тогда не были еще излиты дары Духа Святого в таком обилии), яко Иисус не у бе прославлен, ибо Сам Иисус Христос тогда еще не завершил дела нашего искупления Своими страданиями, не был прославлен Воскресением, Вознесением к Отцу, еще не воспринял тогда всякую власть на Небе и на земле.

И слово Христово сильно подействовало на народ. Начались споры: мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: Сей есть воистинну пророк, тот великий пророк, который должен явиться перед пришествием Христовым. Друзии глаголаху — другие прямо говорили: Сей есть Христос. Овии же, — те, которые не хотели уверовать, глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит? Не Писание ли рече, яко от Семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе (родился и воспитался) Давид, Христос приидет? Распря убо бысть в народе Его ради.

Так спорил и волновался из-за Него народ. Нецыи же от них, конечно из числа неверовавших, хотяху яти (схватить) Его; но никтоже возложи Нанъ руце — никто не осмелился поднять на Него руки, потому что не пришло еще время Его страданий. Были тут и слуги фарисейские, нарочито подосланные, чтобы взять Его, но и они возвратились ни с чем к своим господам. Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом и реша (сказали) им тии: почто не приведосте Его? Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко Сей Человек.

Так велика была благодатная сила слова Христова! Так властно было Божественное слово Его! Оно коснулось простых сердец слуг фарисейских, и вот они смело говорят своим начальникам всю истину. Но эти начальники не хотят знать истины: отвещаша убо им фарисее, снисходительно говорят они им: еда и вы прелъщени бысте? Неужели и вы поддались Его учению, — вы, которые умнее других, потому что всегда находитесь при нас, учителях закона? Смотрите, разве умные люди верят Ему? Еда кто от князь верова в Онъ, или от фарисей? Но народ сей, эти темные невежи, необразованная толпа, иже не весть закона — прокляти суть!

Так изливали свою безумную ярость на Господа гордые книжники и фарисеи. Но и между ними нашелся один благоразумный человек: глагола Никодим к ним, иже пришедый к Нему — Иисусу Христу — нощию, един сый от них: еда закон наш судит человеку, аще не слышит от него прежде и разумеет, что творит? Зачем же вы сами идете против закона, так решительно обвиняя Иисуса, когда еще вовсе не исследовано дело Его? Это противоречие еще больше раздражало фарисеев. Отвещаша и рекоша ему: еда и ты от Галилеи ecu? И ты уж не из Галилеи ли? Испытай (посмотри в священные книги) и виждъ, яко пророк от Галилеи не приходит.

Забыли ослепленные злобой законники, что пророки Иона, Наум и Осия были родом из Галилеи. Никодим видел, что с ними спокойно говорить невозможно, и счел за лучшее промолчать, хотя и мог бы сказать, что Иисус родился в Вифлееме и является потомком царя Давида. А Господь продолжал учить народ во храме и говорил: Аз есмъ свет, истинный свет не для одной Иудеи или Галилеи, но и миру всему; Я — Тот, о Котором сказал Бог через пророка: Я положил Тебя светом язычников. Посему ходяй по Мне, приемлющий с верой Мое учение, свято соблюдающий Мои заповеди, не имать ходити во тме заблуждений, но имать свет животный — будет и других просвещать светом жизни, светом Моего учения и истинного Богопознания...

Православные праздники. Книга для домашнего и семейного чтения в особо торжественные церковные дни. «Синтагма», 2007.

Добавить в блог

Наши проекты | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы | Детская страничка | Медиа | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика