Откровения Святой Троицы
Будущий святитель был рожден 4 июня 1896 г. в Изюмском уезде Харьковской губернии в семье уездного предводителя дворянства. Окончил Полтавский кадетский корпус (1914) и юридический факультет Харьковского университета (1918), а затем - Богословский факультет Белградского университета. В эмиграции в Югославии. В 1926 г. принял монашество в Мильковском монастыре (Югославия). До 1929 г. законоучитель в сербской гимназии в г. Великая Кикинда. Преподаватель и воспитатель в Духовной семинарии св. апостола Иоанна Богослова в г. Битоли. Переехал в Китай. Служил в юрисдикции Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) Епископ Шанхайский (1934). После прихода к власти коммунистов эвакуировался с паствой на Филиппины (о. Тубабао), затем переехал во Францию. Архиепископ Западноевропейский (1951). С 1962 г. пребывал в США. Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский (1962). Строитель кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радосте" в г. Сан-Франциско. Скончался 2 июля 1966 г. в г. Сиэттл (США) во время молитвы в своей келье. В 1994 г. прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в лике святых. Мощи святителя почивают в кафедральном соборе в Сан-Франциско.
В Ветхом Завете есть только неясные указания на Божественную тайну Святой Троицы. Святая Библия говорит, что пред сотворением человека Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», чем указывается, что Бог — не одно Лицо. Но сколько Лиц в Боге и кто Сии Собеседники и Сотворители — о том указания нет. И другой раз, уже несколько яснее, но также только в видимом образе трех Ангелов, открывается Божественная Троица праведному Аврааму.
В Новом Завете трижды раскрывается тайна Святой Троицы: в Крещении, Преображении и Сошествии Святого Духа. В Крещении раздался Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», когда воплотившийся Сын Божий, Богочеловек, вступил на подвиг спасения человека. Здесь — слава Бога Отца, и ликование Его при виде такого подвига любви. Бог Сын стоит в струях Иордана в зраке раба, и Бог Дух Святой, в виде голубине, поддерживает слово Отца, свидетельствующее о Божестве Сына, смиренно склонившего голову под десницу Предтечи.
В Преображении снова раздались те же Божественные глаголы, с добавлением: «Того послушайте». Здесь — слава Сына Божия: в Богочеловеке человеческое естество озаряется Божественной славой. Он является апостолам как всемощный Владыка живых и мертвых, чтобы потом они, видя Его распинаема, поняли, что Господь Иисус Христос вольной волею принял смерть, поняли славу Божественной любви!
И, наконец, после Воскресения и Вознесения, когда раскрыта святым апостолам тайна Божественной любви и пути спасения человека, тогда снова совершается откровение Святой Троицы в явлении Бога Духа Святого. Здесь — слава Духа Святого и Его всемощной силы, возрождающей и преображающей человека на Божественном пути спасения. Здесь — Дух Святой исполняет обетование Сына и завершает Его дело спасения. Так совершилось откровение Святой Троицы: в славе Бога Отца, в славе Бога Сына и в славе Бога Духа Святого. Так совершилось откровение Святой Троицы единосущной, единомощной, единомысленной и единославной. Так раскрывается Тот, Кто сказал: «сотворим» по образу «Нашему».
Тайна творения мира есть тайна Святой Троицы. Мир Бог создал Словом: «рече и быша». «Словом» Святая Библия называет Бога Сына. Слово Божие — не только как наше слово — звук, а есть творческая Божественная Сила, личное проявление Премудрости Божией: «В начале бе Слово» и «Слово было Бог».
Бог Отец творит мир через Сына. Бог Сын, Слово Божие, творит мир с Духом Святым, Духом жизни, по начертанию Бога Отца. Святая Библия говорит, что когда был создан мир, Дух Святой «ношашеся» — носился над еще не имевшим вида миром. Славянское слово «ношашеся» не полностью передает библейское выражение. По еврейскому подлиннику надо разуметь не только то, что Дух Святой находился — носился — над тем миром, но еще и то, что у него было особое отношение к тому миру, что он как бы согревал его, как наседка, высиживающая цыплят.
Мир любим Богом, как призванный к участию в Божественной жизни и славе — через человека. После грехопадения весь вещественный мир испытал последствия того события и разделил осуждение человека. Потому, когда начинается спасение человека, то готовится и обновление мировой стихии. На Иордане устанавливается основа спасения человека — покаяние, и водная стихия призывается служить обновлению человека. «Днесь вод освящается естество» — поет Церковь на Богоявление — весь вещественный мир, в лице водной стихии, призывается служить новой жизни.
Освящается сначала вода, так как первый мир, «небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Пет. 3, 5). В Преображении прославляется Богочеловек. Его слава — не видение только и образ, но подлинное прославление и преображение естества человеческого и откровение новой жизни. Преобразившись, Господь показал славу Небесного Своего Царства и славу Своего обожествленного человеческого естества, дабы апостолы, видя потом Его страдания и уничижение, поняли, что это есть путь, коим и им надлежит идти, дабы в Царстве Христовом также сиять тем Светом Божественной славы.
В сошествии Святого Духа человек, а через него и весь мир, призывается приобщиться той Божественной жизни и славы. Преображается дух человека, приемлющего Духа Святого и желающего той новой жизни. Дух Святой сошел на апостолов, а через них на всех, идущих путем спасения. Он сошел в огненных языках: возрождающая и преображающая сила Святого Духа попаляет все грешное, и мир войдет в новую жизнь, очистившись огнем. Дух Святой дает человеку силу принять созданную Сыном Божиим новую жизнь, приобщиться и природниться Ему. При сотворении первого мира сперва был создан мир вещественный, после — человек, и потом ему был дан Богоподобный дух — «вдунул Бог дыхание жизни». Так в создании обновленного мира сперва была освящена вода — вещественный мир — в Крещении; за сим — естество человеческое — в Преображении; и, наконец, совершилось возрождение и преображение духа человеческого — в Сошествии Святого Духа.
Да обновится Русская земля. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.