Троицын день
«Свет Отец, свет Слово, свет и Святый Дух, иже во языцех огненных апостолом послася, и Тем весь мир просвещается Троицу Святую почитати».
(Служба в неделю св. Пятидесятницы. Ексапостиларий 2-й)
I
В пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения Святая Церковь празднует один из величайших праздников церковного года, именуемый в уставе «Неделей Пятидесятницы».
Пятидесятница относится к числу древнейших церковных праздников. «Спустя десять дней после Вознесения,- говорится в «Постановлениях апостольских», то есть в пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), да будет у вас великий праздник: ибо в этот день в третьем часу Господь Иисус Христос послал на нас дар Святого Духа, и мы исполнились действенности Его и заговорили новыми языками, как Он подавал нам, и проповедали как иудеям, так и язычникам, что Он есть Христос Божий, определенный от Него Судия живых и мертвых" 1.
Как видим, «Апостольские постановления» указывают на ниспослание в этот день св. апостолам благодатных даров Святого Духа как на предмет и причину празднования дня Пятидесятницы. С этого дня Дух Святый неотступно пребывает в Церкви Христовой, приобщая ее членов к благодатной Божественной жизни, изливая на них многоразличные духовные дарования и соединяя их в единое Тело Христово. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно Тело... и все напоены одним Духом» (1 Коринф. 12, 13). Дух Святый, по выражению одного из песнопений праздника, «весь собирает собор церковный» 2.
«Великие и превыше всякого человеческого слова,- говорит св. Иоанн Златоуст,- ниспосланы нам сегодня дары от человеколюбивого Господа. Подлинно сегодня для нас праздник и торжество. Как в преемстве годичных времен и изменений одно время следует за другим, так и в Церкви праздник идет за праздником, и один отсылает нас к другому. Недавно праздновали мы Кресту, Страданию, Воскресению, потом Вознесению Господа на небо, а сегодня достигли, наконец, самого края благ..., достигли до самого плода обетовании Господних» 3.
Говоря о духовных благах, открывающихся нам в празднике Пятидесятницы, св. Иоанн Златоуст напоминает о преемственной связи, которая существует между этим праздником и другими, предшествующими ему праздниками церковного года. Эта внутренняя духовная преемственность обусловлена тем, что во всем праздничном цикле годового Богослужебного круга перед духовным взором нашим раскрывается единая тайна Божественной любви и домостроительства Божия о мире и человеке. По своему содержанию круг годовых праздников распадается на три части: первая начинается с церковного новолетия и заканчивается наве-черием Рождества Христова; она охватывает время до пришествия в мир Спасителя, то есть Ветхий Завет; вторая - от Рождества Христова до отдания Пасхи - раскрывает перед нами земную жизнь Спасителя; праздником Пятидесятницы начинается третья часть годового круга, посвященная жизни Святой Церкви на земле после Вознесения Господа на небо. С этого времени оканчивается домостроительство Сына Божия на земле и начинается домостроительство Святого Духа. «Оканчиваются дела Христовы телесные,- говорит св. Григорий Богослов,- или, лучше сказать, дела, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле; а начинаются дела Духа» 4. Эти дела Духа совершаются Им в Церкви Христовой, самое бытие которой обусловлено пребыванием в ней Святого Духа. «Если бы не присутствовал с нами дух Святой, - говорит св. Иоанн Златоуст, - Церковь не существовала бы» 5.
Таким образом, праздник Пятидесятницы является прежде всего праздником, которым открывается домостроительство Святого Духа в Церкви Христовой. Этим, однако, не исчерпывается его внутреннее содержание, раскрываемое в Богослужебных песнопениях и поучениях святых Отцов и воспринимаемое соборным служением Церкви. В одной из молитв коленопреклонения, читаемых на праздничной вечерне, говорится, что Господь «в сей последний и великий и спасительный день Пятидесятницы праздника» показал нам «Тайну Святыя и Единосущныя и Со-приносущныя и Нераздельный и Неслиянныя Троицы». В службе праздника мы находим немало песнопений, посвященных прославлению Пресвятой Троицы. Поэтому и праздник Пятидесятницы является не только праздником пришествия Святого Духа, не только праздником основания Церкви на земле, но в неменьшей степени и праздником Пресвятой Троицы., Эта сторона его особенно чутко была воспринята православным народом, так что в церковном обиходе крайне редко встречается уставное наименование праздника-«неделя Пятидесятницы», а обычно называют его Днем Пресвятой Троицы или просто Троицыным днем.
II
Песнопения, которыми начинается служба Пятидесятницы, посвящены раскрытию различных сторон домостроительства Святого Духа в Церкви. В них повествуется о тех духовных дарованиях, - внешних, как дар языков, и внутренних,- которые Дух Святый изливает на ее членов. В первых трех стихирах ничего не говорится о Святой Троице. Прославление Триипостасного Божества начинается со стихиры 4-й: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную, Нераздельной Троице покланяемся. Та бо нас спасла есть».
Поклонение Пресвятой Троице ставится здесь в зависимость от обретения «веры истинной», которая в свою очередь является плодом приятия «Духа Небесного».
По точному смыслу этой стихиры обретение истинной веры представляет собою как предпосылку и условие получения дарований Святого Духа, так вместе с тем и результат принятия человеком благодати Святого Духа. «Прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную». Это принятие Святого Духа совершается в таинствах крещения и миропомазания, через посредство которых человек приобщается к благодатной жизни и вместе с тем получает способность духовного ведения.
«Получают же крещаемые Свет, - говорит об этом Климент Александрийский,- потому что они, отринувши грехи, подобно туману заграждающие Божественного Духа, приобретают свободное и безпрепятственное око духовное, через которое мы созерцаем Божественное при излиянии на нас Святого Духа с неба» 6.
В прощальной беседе со Своими учениками Господь Иисус Христос, обещая послать им Духа Утешителя, называет Его Духом Истины, Который наставит их на всякую истину и прославит Его на земле (Иоан. 16, 13-14). «И Я умолю Отца,- говорит Господь,- и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа Истины... В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем» (Иоан. 14, 16-17, 20). Об этом откровении Святым Духом тайны Божественной жизни замечательно говорит преп. Симеон Новый Богослов: «Дверь есть Сын, как говорит Сам Он: «Я есмь дверь» (Иоан. 10, 8). Ключ двери сей есть Дух Святый: «Приимите, - говорит,- Духа Святаго». А дом - Отец: «в доме Отца Моего обителей много» (Иоан. 14, 2). Внемлите же тщательно силе слова. Если ключ не отверзет... дверь не отворится; а если дверь не отворится, то никто не войдет в дом Отца,- как говорит Христос: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14, 6). А что Дух Святый прежде отверзает ум нам и научает нас об Отце и Сыне, об этом опять Сам Христос сказал: «Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне... наставит вас на всякую истину» (Иоан. 15, 26; 16, 13). Видишь, что Отец и Сын познаются чрез Духа, и лучше сказать, в Духе» 7.
Таким образом, только через действие Духа Святого возможно постижение Тайны Пресвятой Троицы, потому что, как говорит св. апостол Павел: «Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Коринф. 2, 10).
Тайна Пресвятой Троицы раскрывалась в истории человечества в последовательном откровении Трех Ипостасей. «Ветхий Завет,- говорит об этом св. Григорий Богослов,- ясно проповедовал Отца, но не с такой ясностью Сына; Новый - открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание. Небезопасно было, прежде нежели исповедано Божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде нежели признан Сын (выражусь несколько смело) обременять нас проповедью о Духе Святом. Надлежало же, чтобы Троичный Свет озарял просвещаемых постепенными прибавлениями, как говорит Давид,- восхождениями (Псал. 83, 6), поступлениями от славы в славу и преуспеяниями» 8.
Таким образом, можно сказать, что существует прямая и органическая связь между началом домостроительства Святого Духа в мире и откровением Тайны Пресвятой Троицы. Поэтому день Пятидесятницы, с которого начинается это домостроительство, и является праздником, посвященным особенному прославлению Пресвятой Троицы.
III
Если Дух Святой, по образному выражению Симеона Нового Богослова, есть ключ, открывающий нам Тайну Троичности, то нужно сказать, что ключ этот хранится в сокровищнице Церкви и открывает врата в царство Вечности только для тех, кто находится в ограде Церкви. Мы знаем, что домостроительное действие Святого Духа совершается только в Церкви, только на Ее сынов изливает Он Свои благодатные дары и только им открывает тайны и глубины Божественной жизни.
«Во дворех Твоих, Господи, вернии, колена душ и телес преклоньше, воспеваем Тя, Безначального Отца, и Собезначального Сына и Соприсносущного Пресвятого Духа, просвещающего и освящающего души наша»9. Только здесь, «во дворех Господних», в ограде Его Святой Церкви, возможно истинное Боговедение и, следовательно, истинное прославление в Троице Единого Бога. Ведь только Церковь носит на себе ризу Истины, «Истину от еже свыше Богословия», только Она предлагает своим сынам «Чашу премудрости», наполненную «питием Истины» и проливающую «воду исповедания», причащающиеся которой «насытятся и восхвалят благочестия великое Таинство» 10.
Эта связь между тайной Церкви и тайной Пресвятой Троицы станет еще более ясной, если мы вспомним, в чем заключается самая сущность церковной жизни, основной закон ее бытия. Жизнь в Церкви есть жизнь в любви. Любовь есть та «заповедь новая», которую принес на землю Спаситель мира (Иоан. 13, 34) и осуществление которой возможно только в Церкви. Плодом этой любви является «вера истинная», которую мы также обретаем только в Церкви. Это уже не есть вера «моя» или «твоя» или какого-либо отдельного человека, но вера общая, вера Церкви, и исповедание ее также есть исповедание веры всей Церкви. Мы принимаем это исповедание по вере и любви к Церкви, изначала хранящей неповрежденное апостольское предание. И если мы исповедуем и песнословим «Троицу Единосущную» - Отца, и Сына, и Святого Духа, то прежде всего потому, что «тако проповедаша вси пророцы и апостоли с мученики» 11.
Приобщиться же к общей вере мы можем только через подвиг любви, которая делает нас единомысленными со всею Церковью. Поэтому, когда на литургии священник возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», верные отвечают ему исповеданием веры во Святую Троицу: «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». «Поелику за нашей любовью друг к другу,- говорит зна менитый литургист Николай Кавасила,- следует и любовь к Богу, а любовь к Богу сопровождается совершенною и живою верою в Бога, то, сказав о любви и сделав увещание любить друг друга, он (священник) тотчас говорит об исповедании веры: да единомыслием, говорит, исповемы, а верные призывают Святую Троицу, которую должно исповеды-вать как Бога» 12.
Об этом единомыслии Церкви молился Христос Небесному Отцу в Своей первосвященнической молитве. Как на первообраз такого единомыслия и вместе с тем животворящую силу, делающую возможным на земле это единомыслие, Он указал на ту безконечную и превышающую всякое человеческое разумение любовь, которая соединяет Ипостаси Триединого Божества. «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино как и Мы». «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоан. 17, 11, 21).
«Как Он,- говорит, толкуя эти слова, св. Афанасий Великий,- будучи Словом, пребывает в Отце Своем, так и мы, взирая на Него и у Него заимствуя некий образ, стали едино друг с другом по единодушию и единству духа. Можно и еще сказать, что речение «в Нас» - равнозначно словам «Силою Отца и Сына да будут едино...» Итак, явно, что именем Отца и Сына можем сделаться едино и возыметь твердый союз любви» 13.
IV
Тайна Пресвятой Троицы, открытая апостолам в день Пятидесятницы и хранимая Церковью на протяжении почти двух тысячелетий Ее существования на земле, неразрывно связана со всеми сторонами и проявлениями церковной жизни. Святая Церковь называет Троицу Живоначальной,-и это прежде всего потому, что для самой Церкви Троица является началом жизни, Ее первообразом и вместе с тем конечной целью Ее духовных устремлений. Все в Церкви живет и дышит Троицей, все устремлено к Ней: вероучение, таинства и Богослужение, молитва, покаяние и подвиг.
Троица проповедуется тем, которые готовятся ко Св. Крещению, Ее исповедают стоящие у купели, в Ее имя совершается крещение. «Храни исповедание веры в Отца, и Сына, и Святаго Духа, - говорит св. Григорий Богослов, обращаясь к готовящимся к принятию св. крещения. Сие исповедание вверяю тебе ныне, с ним погружу в купель, с ним и изведу. Его даю тебе на всю жизнь другом и заступником,- единое Божество и единую силу, которая обретается в Единстве Трех и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях или естествах, не возрастает или не ума ляется, но повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие Неба» 14.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа совершаются все священнодействия церковные; Святую Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу славим мы в начале утрени, о Ее «свышнем мире» молимся в прошениях великой ектении; в благословенное Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа вступаем, участвуя в Божественной литургии, трисвятою песнью и ангельским славословием: «Свят, Свят, Свят» - прославляем Святую Троицу в торжественные минуты литургии; Троицкую стихиру: «видехом Свет истинный» воспеваем в конце литургии, сподобившись причащения Св. Таин.
К Пресвятой Троице обращаемся мы и в дни покаяния, плача и сетования о грехах - в дни Великого поста. «Пресущная Троице, во единице покланяемая, возьми бремя от мене тяжкое греховное и яко благоутробна даждь ми слезы умиления», - молимся мы в эти дни словами Великого канона преп. Андрея Критского. Большое место занимают песнопения, посвященные Пресвятой Троице, и в других службах постной Триоди; умилительны и полны глубокого духовного смысла Троичные тропари великопостных трипеснцев.
Великие подвижники, борясь с ненавистным разделением в мире и в человеческих душах, подобно Преподобному Сергию, взирая на образ Пресвятой Троицы, побеждали этим страх перед ненавистной раздельностью мира. Плодом духовного делания Преподобного Сергия и многих других великих подвижников было то, что в конце своего пути они удостоились стать «Троицы вселением», по обетованию Христа Спасителя: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14, 23).
Особенное значение имеет догмат о Пресвятой Троице в вероучении Церкви. Вместе с догматом о Богочеловечестве Иисуса Христа он составляет основное содержание догматического учения Церкви. «Предел Православия,- говорит св. Григорий Синаит, - есть чисто ведать два догмата веры - Троицу и Двоицу: Троицу Нераздельную и Неслиянную созерцать и ведать; Двоицу - два естества во Христе во едином лице исповедать» 15. Можно сказать, что учением о Троице в двух планах Ее бытия: в Ее превечной и премирной Божественной жизни и в Ее домостроительном действии в мире заключается все содержание православной догматики. За утверждение истинной и правой веры во Святую Троицу боролись против еретиков, искажавших эту веру, святые отцы и учители Право-славной Церкви: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и другие, посвятившие жизнь свою служению Пресвятой Троице.
Нет ничего удивительного поэтому, что в Богослужении Троицына дня мы находим песнопение, которое в немногих словах заключает православное учение о Св. Троице. Это - последняя стихира на Господи воззвах, которая повторяется потом на Троицкой вечерне после молитв коленопреклонения. «Приидите, людие, Триипостасному Божеству покло нимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо бездетно роди Сына Соприсносущна и Сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце, с Сыном про славляем; едина сила, едино существо, едино Божество, ему же поклоняющеся вся глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа, Святый Крепкий, Им же Отца познахом и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный утешительный Душе, от Отца исходяй: Троице Святая, слава Тебе» 16.
Эта составленная в середине V века стихира представляет собою замечательный по красоте, композиционной стройности и духовной глубине гимн Пресвятой Троице. Содержание ее естественно распадается на четыре части, из которых первая призывает молящихся к поклонению Пресвятой Троице, последняя, заключительная, представляет собою славословие Ей, в то время как средние дают изложение догматического о Ней учения в Ее превечном, домирном бытии (2-я часть) и в домостроительном действии (3-я часть), причем эта последняя часть построена в форме Богословско-поэтического комментария к Трисвятой песни. Все догматическое содержание стихиры поражает нас глубиной и точностью формулировок. В ней отразились те достижения православно-Богословской мысли, с которыми она вышла из тринитарных споров IV века. Слова ее овеяны духом Богословия св. Афанасия Великого и каппадокийцев. В ней нашли выражение обе основных темы патристической тринитарной догматики.
Теологическая часть заключает в себе учение о Единстве Сущности, Божества и силы в Троице, и учение о личных свойствах трех Ипостасей. Мы как бы слышим в ней отзвук слов св. Григория Богослова, говорящего, что «и триедино по Божеству; и единое-три по личным свойствам, так что нет ни единого в смысле Савеллиевом, ни трех - в смысле нынешнего лукавого разделения» 17. По мыслям и способу выражения она соответствует также словам св. Василия Великого: «в общем понятии сущности не слитны и не сообщи признаки, усматриваемые в Троице, какими выражается отличительное свойство лиц, так как каждое лицо представляется нами отлично по собственным его признакам: так что по упомянутым признакам познано различие Ипостасей». В то же время «нет никакого различия» в Животворящем естестве Отца, Сына и Духа Святого; но «усматривается в Них некоторое непрерывное и нерасторгаемое общение» 18.
С особой силой подчеркнут в этой части стихиры «безлетный», то есть вневременный, вечный характер отношений Ипостасей Пресвятой Троицы. «Отец бездетно роди Сына... и Дух Святый бе во Отце». Здесь опять вспоминаются слова св. Григория Богослова: «Если спросить меня:- когда родился Сын? - отвечу тебе: родился вне времени и неизглаголанно, хотя не можем себе представить того, что выше времени, даже желая избежать выражений, означающих время» 19.
Весьма существенно также и то, что, говоря о единстве Триипостасно-го Бога, автор стихиры вместе с единством сущности и Божества упоминает также единство силы, которое получило более подробное развитие и обоснование в позднейшем византийском Богословии у св. Григория Паламы. «Жизнь и сила, которую Отец имеет в Себе, не есть нечто иное, чем у Сына, так что Сын имеет ту же жизнь и силу с Отцом. То же са-мве и у Сына и Святого Духа» 20.
Заключительная часть стихиры замечательна тем, что в ней наряду с изложением последовательности домостроительных действий трех Ипостасей в мире отчетливо проводится мысль об участии в каждом из этих действий всех трех Ипостасей Пресвятой Троицы. Если Отец восприни мается прежде всего как Творец мира, то тотчас же подчеркивается и участие в творении Сына и Святого Духа: «Вся содеявый Сыном содей-ством Святаго Духа». То же самое относится к домостроительным действиям Второго и Третьего Лиц Пресвятой Троицы.
Таким образом в этой части стихиры с большой ясностью проводится важнейшая Богословская мысль о непостижимом общении и нераздельном действовании трех Ипостасей, в силу которого они пребывают и обитают одна в другой... «неслитно вмещаясь одна в другой, но не так, чтобы они смешивались или сливались, но так, что они одна в другой находятся»21. Это общение и как бы взаимопроникновение трех Ипостасей относится не только к предвечному и домирному бытию Пресвятой Троицы, но также и к ее домостроительным действиям в мире.
Это снова приводит нас к мысли о той связи, которая существует между началом домостроительства Святого Духа в Церкви и Откровением Тайны Пресвятой Троицы, потому что «как взявшийся за один конец цепи влечет и другой ее конец, так, по слову пророка, привлекший Духа привлекает вместе и Сына, и Отца. И кто истинно приемлет Сына, тот будет иметь Его в себе обоюду низводящего и Отца Своего и собственного Своего Духа. А равно, кто приял Отца, тот по действенности приял Сына и Духа» 22. .
1 Апостольские постановления, кн. 5, гл. 20.
2 Служба Пятидесятнице; стихира на «Господи воззвах...» 3-я.
3. Слово 40-е. Творения, т. V.
4 Слово 41-е, на св. Пятидесятницу. Творения, ч. IV, стр. 7.
5. Беседа на день св. Пятидесятницы.
6. «Педагог», кн. 1, гл. 6.
7 Слово 59-е. Слова преп. Симеона Нового Богослова, ч. V, стр. 70.
8. Слово 31-е - О Богословии, 5-е - О Святом Духе. Творения, ч.lll, M.,1889, стр. 103.
9 Служба Пятидесятницы, стихира на «Господи воззвах. 7-я.
10 См, кондак и икос недели 7-й по Пасхе, св. Отец.
11 Служба Пятидесятницы, Стихира на «Господи воззвах», 8-я.
12 «Изъяснение Божественной литургии», гл. 25-я. Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения, ч. III. СПб., 1857, стр. 52.
13 Слово на ариан 3-е: § 20-21. Творения, т. III, стр. 395-397.
14 Слово 40-е - «На Святое Крещение», Творения, ч. III, стр. 259-260.
15 «Главы о заповедях и догматах», гл. 26-я. Добротолюбие в русском переводе, т. V, М., 1890, стр. 202.
16 Служба Пятидесятницы, Стихира на «Господи воззвах...», Слава и ныне...
17 Слово 31-е - О Богословии; 5-е - О Святом Духе. Творения, ч. III, стр. 90.
18 Письмо 38-е - «К Григорию брату», Творения, ч. II, Сергиев Посад, 1901, стр. 83-84.
19 Слово 26-е.
20 Аналогичную мысль находим в «Точном изложении Православной веры» Иоанна Дамаскина, кн. 1-я, гл. 14-я, Творения, т. I, СПб., 1913, стр. 185.
21 Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры, кн. 1-я, гл. 14-я, Творения, т. 1, стр. 185.
22 Василий Великий, Письмо 38-е, Творения, т. VI, стр. 83.
Журнал Московской Патриархии. М., 1958. №07. Стр. 50-56.