В 1837 году в быстро развивающейся столице Юга России Екатеринославе освятили место под новый Троицкий храм. Но строительство оказалось не под силу городу, только недавно окончившему Преображенский собор и строящему новую Успенскую церковь.
Только в 1845 году, через 8 лет после закладки лесопромышленник, Федор Дупленко выделили 3.000 рублей, на которые вывели фундамент и… И строительство снова остановилось. Федору Дупленко оказался перед угрозой разорения и прекратил выделение средств на строительство. Со временем он все же сумел поправить свои дела он все же сумел, как сумел, и выстроить церковь. При жизни, вплоть до смерти в 1848 году, купец передал на строительство в целом около 100 000 рублей. Уже в 1855 году при епископе Екатеринославском и Таганрогском Леониде (Зарецком) новая церковь была окончена и освящена во имя Святой Троицы.
Она значительно уступала Успенской в размерах и устройстве, и сильно отличалась от своего современного вида. Не было ни колокольни, ни служебных корпусов, ни кованой ограды. Все это пристроили намного позже.
Собор возвели трехпрестольный. Правый придел посвящен Казанской иконе Божьей Матери. Левый придел — святому апостолу Андрею Первозванному. Центральный придел — в честь Животворящей Троицы. Три престола новой церкви дали имена трем городским улицам: Первозвановской (нынешняя – ул. Короленко), Троицкой (ул. Красная), Казанской (ул. Карла Либкнехта) и Троицкой площади (пл. Красная).
В 1860-х годах перед церковью, по проекту одного из местных архитекторов, строится большая каменная колокольня. Немного позже между колокольней и храмом строится соединительный придел, почти вдвое увеличивший площадь церкви. Меценатом этих построек выступил купец Андрей Кирпичников и его наследники, выделившие для этого 15 000 рублей.
В конце XIX века старостой Троицкой церкви стал Иван Мартынович Алексеенко, при поддержке Ивана Алексеенко церковь строит свечную лавку и 12 собственных лавок на Троицком базаре. Строятся дом причта и Троицкой церковно-приходская школа. В конце 1900-х годов в церкви начинаются большие ремонтные работы. Для исполнения новых икон и фресок в 1909 году был приглашен выдающийся украинский живописец Иван Ижакевич.
Иван Сидорович Ижакевич (1864-1962) был большим специалистом в области народного творчества и украинского фольклора. Но до Октябрьской революции значительнейшее место в его творчестве занимала именно храмовая роспись. Из выдающихся церковных работ Ижакевича наиболее известны: роспись Трапезной церкви Киево-Печерской Лавры, там же – настенная роспись главных врат Лавры и роспись Всесвятской церкви Лавры. Все эти работы относятся к началу ХХ века.
В Троицком соборе кисти Ижакевича принадлежит ряд настенных росписей. Среди последних особенно выделяются лики евангелистов на парусах центрального нефа и святые, написанные во весь рост на пилонах собора: славянские первоучители Кирилл и Мефодий, апостолы Петр, Павел и другие.
Со смертью в 1910 году старосты Троицкого собора Ивана Алексеенко реконструкция обора затянулась. Окончательно ее смогли завершить только в 1917 году.
Атеистический режим не пощадил и величественный собор. В 1934 году церковь была закрыта «из-за отсутствия прихожан». Сбросили колокола, сорвали кресты. В ограде храма разместили многочисленные магазины, мастерские, склады.
В ноябре 1941 года, во время немецкой оккупации, в соборе возобновили архиепископскую кафедру и Богослужение. 11 июня 1942 года на кафедру был хиротонисан епископ Днепропетровский и Запорожский Димитрий (Маган).
На протяжении 1942 года по проекту Владимира Самодрыги новый собор отремонтировали снаружи, хотя далеко не полностью из-за отсутствия средств. Повесили колокола, оштукатурили и выбелили стены, вновь покрасили в зеленый цвет купола и вернули на них золотые кресты. Внутри успели разобрать перекрытия и расчистить закрашенные росписи.
Большие реставрационные работы внутри начали только в 1950-х годах. Восстановили уцелевшие росписи Ижакевича: «Бегство Иосифа в Египет», иконы апостолов, херувимов в сводах малых куполов, орнаменты. Погибшие заменили новыми фресками, из которых наиболее впечатляет «Благовещение» на пилонах алтаря. Создали новый грандиозный иконостас, выстроили новое крыльцо паперти вместо ворот склада, сделан балкон для верхнего архиерейского хора и сделали еще многое и многое другое.
Тогда же вновь выяснился автор росписей в Троицком соборе… Грустный парадокс эпохи: сам Ижакевич к тому времени еще был жив, но о своих православных симпатиях вынужден был умалчивать. О его росписях в Троицком соборе к тому времени уже никто не знал.
Первым, кто высказал свое предположение об авторстве большинства стенных росписей собора, был архиепископ Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров). Историк, искусствовед, прекрасный знаток церковной живописи, он, после своего назначения в 1955 году в Днепропетровскую епархию, сразу же обратил внимание на незаурядную роспись многих стенных полотен, представлявших большую художественную ценность. Чтобы их сберечь, он выписал из Москвы художников-реставраторов. Среди них оказался и В.Н. Кутлинский – ученик Ижакевича. Он-то, по почерку рисунков, подтвердил правильность высказанных архиепископом Гурием предположений.
Окончательно авторство полотен было подтверждено областным обществом по охране памятников, которое уделило этому вопросу максимум внимания. Самым ценным оказалось знакомство с престарелым художником Ф.З. Коновалюком – ближайшим помощником Ижакевича при росписи Троицкого храма (тогда он еще не был собором) в 1909 году. Коновалюк не только подтвердил авторство работ, но и сообщил еще много попутных деталей, относящихся к проведенным работам, которые помогли в дальнейшем процессе реставрации.
В 1985-1987г. собор украшается большими паникадилами на всех куполах, были поставлены новые позолоченные кресты. Сделаны металлические ограждения на аллеи, новые большие нижние окна и двухстворчатые боковые двери.
Начатые в 1956 году реставрационные работы особую тщательность, бережность и размах приобрели в наше время, благодаря энергии, целеустремленности и молитвенной поддержке митрополита Иринея (Середнего), возглавляющего Днепропетровскую епархию с 1993 года, и настоятеля протоиерея Владимира Аксютина. В главном храме города, буквально на глазах, происходит впечатляющая реставрация куполов, внешнего и внутреннего убранства, в том числе – и облагораживание окружающей собор территории.
На территории собора расположился небольшой некрополь — место захоронения епархиальных архиереев и священнослужителей. Архиепископ Андрей (Комаров), архиепископ Варлаам (Ильющенко), епископа Кронида (Мищенко), бывшие настоятели собора: протоиерей Владимир Капустянский, протоиерей Константин Огиенко, создатели храма: Федор Дупленко и Андрей Кирпичников, другие священнослужители и благотворители нашли свой последний приют под стенами собора. Во время первых бомбежек города, в 1941 году во двор собора с близлежащих улиц были принесены тела погибших горожан, они похоронены в братской могиле недалеко от центральных ворот, справа.
В соборе находятся местно-чтимые святыни: икона «Плачущий Спаситель», иконы Божией Матери «Иверская», «Достойно есть», «Самарская», крест-мощевик с частицами мощей крестителя Господнего Иоанна, святых апостолов и евангелистов Матфея, Луки, Марка, святой праведной Анны, великомученика и целителя Пантелеимона, святого великомученика Феодора Стратилата, святого мученика Антипы, святой великомученицы Екатерины, святого благоверного князя Александра Невского. Также в соборе находится крест-мощевик с 12-ю частицами мощей оптинских старцев (дар Оптиной Пустыни), икона Святой Троицы с частицей коры Мамврийского дуба; древние реликвии: иконостас Казанского собора и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) собора.
В соборе проходят ежедневные Богослужения. В праздничные дни утром – две литургии: в 7 и 9 часов утра. В среду и в воскресные дни на вечерней службе — чтение акафиста.
Сейчас Свято-Троицкий собор является центральным храмом Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви и временным местопребыванием епархиального административного управления.
Юрий СКУБАК