Поделиться:
Главная
Иконография
Иконография праздника в вопросах и ответах

Сошествие Святого Духа

– Почему у этого праздника не только два разных названия, но и разные иконы – «Троица» и «Пятидесятница»?

– Действительно, это тот редкий случай, когда у одного и того же праздника не только разные изводы (варианты) иконы, но принципиально разные иконы. Разница между иконами «Пятидесятница» и «Троица» в том, что в первом случае иконописцы изобража-ют само евангельское событие, а во втором – суть этого события, которая состоит в том, что человечеству впервые были явлены все три ипостаси Бога.

– А что изображено на иконе Пятидесятницы?

– На ней изображен тот самый момент, когда на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.

– Но как же иконописец изобразил Святой Дух, если Его изобразить невозможно?

– Символически – возможно. Святой Дух часто изображают в виде голубя. В данном же случае Святой Дух нисходит на апостолов, которые сидят за столом, в виде огненных языков. Этих языков двенадцать, по числу апостолов. Они напоминают солнечные лучи, и это неслучайно. Икона метафорически говорит: как солнце все время дает нам свое тепло и свет, так и Святой Дух постоянно наполняет Церковь Своей благодатью и силой.

– В центре, между апостолами Петром и Павлом, как будто бы свободное место. Чье оно?

– Это место Иисуса Христа. То есть Он тоже присутствует на иконе, только незримо. Оставляя незанятым главное место среди апостолов, иконописец как бы напоминает нам, Кто является основателем Церкви и Кто стоит в ее главе. Есть еще извод иконы Пятидесятницы, где на этом месте изображена Богородица – ведь, по преданию, она была среди апостолов. Но Христос все равно присутствует на этой иконе всегда, хотя и невидимо.

– Откуда на иконе апостол Павел? Ведь в тот момент он еще даже не был христианином, а был гонителем христиан…

– Это правда. Но икона – не фотографическое, а символическое изображение того или иного события. День Пятидесятницы – это день создания нашей Церкви. А без про¬поведи апостола Павла представить ее просто невозможно.

– А что это за человек с короной в темном проеме?

– Этот человек и этот черный фон – символ старого мира, в котором не было Христа, не было Его Церкви и, соответственно, не было пути к спасению. Но человек, хоть и находится в темноте, держит в руках убрус (платок, полотенце) с 12-ю свитками на нем – символами апостольской проповеди. Таким образом икона говорит нам, что двенадцать учеников Христа – это и есть изначальная Церковь, и что именно эти двенадцать пойдут в мир и станут проповедовать благую весть о воскресшем Христе. Корона же на голове этого человека говорит о том, что Евангелие предстоит донести не до одного человека, и не до группы людей, а до всего человечества.

В материале использовано изображение иконы "Сошествие Святого Духа"

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Добавить в блог

Наши проекты | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы | Детская страничка | Медиа | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика