Сошествие Святого Духа
– Почему у этого праздника не только два разных названия, но и разные иконы – «Троица» и «Пятидесятница»?– Действительно, это тот редкий случай, когда у одного и того же праздника не только разные изводы (варианты) иконы, но принципиально разные иконы. Разница между иконами «Пятидесятница» и «Троица» в том, что в первом случае иконописцы изобража-ют само евангельское событие, а во втором – суть этого события, которая состоит в том, что человечеству впервые были явлены все три ипостаси Бога.
– А что изображено на иконе Пятидесятницы?– На ней изображен тот самый момент, когда на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.
– Но как же иконописец изобразил Святой Дух, если Его изобразить невозможно?– Символически – возможно. Святой Дух часто изображают в виде голубя. В данном же случае Святой Дух нисходит на апостолов, которые сидят за столом, в виде огненных языков. Этих языков двенадцать, по числу апостолов. Они напоминают солнечные лучи, и это неслучайно. Икона метафорически говорит: как солнце все время дает нам свое тепло и свет, так и Святой Дух постоянно наполняет Церковь Своей благодатью и силой.
– В центре, между апостолами Петром и Павлом, как будто бы свободное место. Чье оно?– Это место Иисуса Христа. То есть Он тоже присутствует на иконе, только незримо. Оставляя незанятым главное место среди апостолов, иконописец как бы напоминает нам, Кто является основателем Церкви и Кто стоит в ее главе. Есть еще извод иконы Пятидесятницы, где на этом месте изображена Богородица – ведь, по преданию, она была среди апостолов. Но Христос все равно присутствует на этой иконе всегда, хотя и невидимо.
– Откуда на иконе апостол Павел? Ведь в тот момент он еще даже не был христианином, а был гонителем христиан…– Это правда. Но икона – не фотографическое, а символическое изображение того или иного события. День Пятидесятницы – это день создания нашей Церкви. А без про¬поведи апостола Павла представить ее просто невозможно.
– А что это за человек с короной в темном проеме?– Этот человек и этот черный фон – символ старого мира, в котором не было Христа, не было Его Церкви и, соответственно, не было пути к спасению. Но человек, хоть и находится в темноте, держит в руках убрус (платок, полотенце) с 12-ю свитками на нем – символами апостольской проповеди. Таким образом икона говорит нам, что двенадцать учеников Христа – это и есть изначальная Церковь, и что именно эти двенадцать пойдут в мир и станут проповедовать благую весть о воскресшем Христе. Корона же на голове этого человека говорит о том, что Евангелие предстоит донести не до одного человека, и не до группы людей, а до всего человечества.
В материале использовано изображение иконы "Сошествие Святого Духа"
Пасха.ру
Оставить комментарий на статью
Наши проекты | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы | Детская страничка | Медиа | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования