Поделиться:
Главная
Богословие

Унитарианские мысли в творчестве основателя "Общества Сторожевой башни" Рассела не были чем-то новым среди идей, появлявшихся в различных околопротестантских сектах. В XVI веке мы встречаемся с подобными теориями в книге Мигеля Сервета "Заблуждение о Троице". К тому же времени относится и появление секты антитринитариев (социан), придерживавшихся аналогичных взглядов. Впрочем их влияние ограничивалось территориями Польши, Литвы и Трансильвании и к XIX веку практически исчезло[3].

В XVIII веке унитарианские доктрины проникли в Англию, быстро набрав силу и приобретя организованный характер. Уже в 1774 году бывший священник англиканской церкви Теофил Линдсей основал первое в Великобритании общество унитариев. Его ученик Джозеф Пристли эмигрировал в Америку, где в 1796 году в Филадельфии построил первую унитарианскую церковь в стране. В 1825 году была создана Американская унитарианская ассоциация. Большую роль в ее становлении сыграл У. Э. Чаннинг (1780 - 1842 г.г.).

В 1819 году Чаннинг выступил с посланием под названием "Унитарное христианство", ставшим основополагающим манифестом движения. Послание было впервые прочитано в Балтиморе. В нем утверждалось что "Иисус значительно выше людей, но значительно ниже Бога" [4], а догмат о Троице взят не из Библии, но добавлен решением Первого Вселенского Собора в Никее. С подобными идеями мы встречаемся и у "Свидетелей Иеговы".

Два других крупных деятеля этого движения Р. У. Эмерсон (1803 - 1882 г.г.) и Теодор Паркер (1810 - 1860 г.г.) продвинулись еще дальше в своих воззрениях, считая что "многие из традиционных подпорок христианской веры, такие, как библейские чудеса, Богодухновенность Писания, Божественность Иисуса, являются скорее преходящими, чем постоянными элементами религии" [5].

В начале XIX века в Америке успешно развивалось и так называемое универсалистское движение, члены которого также придерживались антитринитарных воззрений. Движение возникло примерно в середине XVIII века в Англии, когда некий Дж. Релли создал в Лондоне универсалистский центр. Основоположником универсализма в Америке стал Джон Мюррей (1741 - 1815 г.г.). В 1779 году с его помощью в Глостере (штат Массачусетс) была открыта первая универсалистская церковь. Теологическую базу под учение этой секты подвел Х. Баллоу (1771 - 1852 г.г.) в книге "Трактат об искуплении". Ассоциация унитариев - универсалистов считает ее "первой опубликованной в Америке книгой, открыто отвергающей доктрину Троицы" [6].

Интересно, что когда в 1961 году обе упомянутые выше секты слились в единую организацию - "Ассоциацию унитариев - универсалистов", из ее "Заявления о принципах" было полностью исключено имя Христа.

Итак, к тому времени как на американском континенте возникло движение Второго Пришествия, там уже существовали секты, разделяющие унитарианские воззрения. Эти идеи попали и в адвентистское движение. Его ранние представители, такие как Урия Смит и др. не принимали догмат о Св. Троице. Только впоследствии, в результате идейной эволюции, адвентисты пришли к принятию Единого в Трех Лицах Бога. В настоящее время также существуют унитаристические течения в этой секте, известные под общим названием - "реформистское движение адвентистов седьмого дня".

Самой распространенной религиозной группой, безусловно отрицающей учение о Троице, являются "Свидетели Иеговы". В своих изданиях они называют Святую Троицу наследием язычества, помещая, например, в журнале в качестве иллюстрации изображение индийского бога "Тримурти" [7]. Действительно, предвосхищение веры в Триединого Бога можно встретить во многих языческих религиозных системах, начиная от Египта и Греции, и кончая Индией и Китаем, что также является доказательством истинности учения о Святой Троице. Об этом писали многие Богословы еще в прошлом веке. По словам митрополита Макария Московского "всякому известно, что не все, находящееся в этих религиях, есть плод (заблудшего) разума человеческого, а многое перешло в них по преданию из религии патриархальной, Богооткровенной, которая до Авраама была общим достоянием рода человеческого, хотя перешло в виде, более или менее искаженном; к числу таких-то преданий, без всякого сомнения, должно отнести и некоторые, сохранившиеся в языческих религиях, понятия о троичности в Боге" [8].

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения
Добавить в блог

Наши проекты | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы | Детская страничка | Медиа | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика