В изданиях "Общества Сторожевой башни" можно встретить и такие высказывания: "Вы можете искать, сколько угодно, но не найдете ни одного стиха в Писании, в котором есть слово Троица, и не найдете такого, в котором говорилось бы, что Отец, Сын и Святой Дух равны во всяком отношении. Например, в отношении вечности, силы, положения и мудрости. Ни одно место Писания не сообщает, будто Сын равен Отцу в этих отношениях, и если бы существовали такие места Писания, то это свидетельствовало не о Троице, а в лучшем случае о двоице. Нигде Библия не приравнивает Святой Дух к Отцу" [9].
В своем ожесточении против учения Церкви о Святой Троице "Свидетели Иеговы" утверждают, что догмат о Триедином Божестве - порождение сатаны. Но это учение основывается на многих местах Священного Писания. Ветхий Завет содержит "образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они (израильтяне) были похотливы". (1 Кор.10:6) Образы эти говорят о тайне Пресвятой Троицы, но воспринимать их надо через призму Нового Завета, по причине того, что тайна Пресвятой Троицы открывалась людям постепенно. Так как еврейский народ в начале своей истории был склонен к поклонению многим богам, то и знание о трех Божественных Лицах было частично скрыто от него, чтобы не ввести соблазн многобожия. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что "Это было причиною и того, что пророки не ясно и открыто, но темно и редко возвещали иудеям о Сыне Божием. Едва только избавившись от многобожного заблуждения, иудеи снова подверглись бы той же болезни, если бы опять услышали о Боге и Боге. Посему пророки везде непрестанно говорят, что Бог един, и несть разве Его (Втор.4:35; Ис.45:5,21), говорят не отвергая Сына, - да не будет, - но желая исцелить немощь иудеев и отклонить их от мысли о многих и мнимых богах. Итак когда ты услышишь слова: един и несть иного и другие подобные, то не унижай славы Троицы..." [10].
Такого же мнения придерживались и многие другие Отцы Церкви [11]. Причем по мнению блаженного Феодрита "...после пленения Вавилонского, когда иудеи почувствовали явное отвращение от многобожия, в их священных книгах встречается гораздо более яснейших мест... в которых говорится о Божеских Лицах" [12].
Главное Ветхозаветное свидетельство о единстве Бога, открытое народу, которое толкуется "Свидетелями Иеговы" в антитринитарном смысле: "Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть" (Akoue, Israel kurios o teos emon kurios eis estin) (Втор.6:4), - говорит не о количественном единстве, но о единстве существа. В еврейском языке здесь стоит слово "эхад", означающее именно единство природы чего-то. "Эхад" использовалось, например, и автором Книги Бытия для описания общности мужчины и женщины "...и будут два одна плоть" (kai esontai oi duo eis sarka mian) (Быт.2:24). Христос в беседах с иудеями неоднократно утверждал свое единство с Богом Отцом: "Я и Отец - одно" (Ego kai o pater en esmen) (Ин.10:30). "...Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самим делам." (Ин.14:9-11).
Уже первый стих Библии гласит: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). Согласно одной из теорий, в еврейском тексте слова "сотворил Бог" - "bara Elohim" имеют грамматическую форму множественного числа, причем, слово, обозначающее действие, - "сотворил", относящееся к множественному числу, стоит в единственном числе. Это может свидетельствовать о единстве действия всех Трех Лиц в Боге.
О создании Адама в Библии говориться: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..." (kai eipen o Teos Poiesomen antropon kat eikona; emeteran kai kat omoiosin) (Быт.1:26). Слово "сотворим" (Poiesomen) явно стоит во множественном числе, что видно из окончания "men". Здесь видно, что Творец обращается к Имеющим с Ним одинаковый образ и природу. Кому же он сказал эти слова? Ответ на этот вопрос содержится в следующем стихе "...И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию..." (Быт.1:27) Следовательно "образ Наш" из предыдущего стиха - это "образ Божий", и те, с кем происходит совет это Бог Сын, о котором мы читаем у святого апостола Иоанна Богослова "Все чрез Него начало быть" (Ин.1:3) и Бог Дух Святой, о котором пишет автор книги Иова "Дух Божий создал мя" (Иов.33:4).
Такой же совет Лиц Пресвятой Троицы происходит и после грехопадения: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло..." (kai eipen o teos Idou Adam gegonen os eis ex emon tou ginoskein kalon kai poneron) (Быт.3:22). Слова "из Нас" (ex emon) во множественном числе. В этой же главе мы читаем, что Адам и Ева были обольщены словами "...будете как боги, знающие добро и зло" (Быт.3:5). Следовательно выражение "...как один из Нас..." может быть отнесено только к Божественным Лицам.
Из многих библейских событий видно, что Пресвятая Троица направляет ход Ветхозаветной истории. Одно из таких событий, случившееся во время строительства Вавилонской башни, описано в книге Бытия: "И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого" (Быт.11:6-7). Вслед за чем "...смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь..." (Быт.11:9) Если предположить, что Бог говорил с кем - то, кто отказался выполнить Его волю, и поэтому Ему пришлось смешивать "язык всей земли" Самому, то о таком катастрофическом событии должно было бы быть написано подробнее. Кроме того и слова апостола Павла "...кто противостанет воле Его?" (Рим.9:19) указывают на абсурдность такой возможности. Единственный разумный вывод говорит о Божественном достоинстве всех Лиц, принимающих участие в совете.
Во всех приведенных нами выше местах Священного Писания Бог представляется совещающимся, или беседующим с кем-то. Это не могут быть ангельские силы, потому что пророк Исаия и Апостол Павел в отрицательном смысле решают вопрос: "С кем советуется Он, и Кто вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды..." (Ис.40:14) "...кто был советником Ему?" (Рим.11:34) Бог, Существо безконечно мудрое и всемогущее, не станет совещаться со своими слугами - ангелами. Также нельзя сказать, что Он говорит Сам с Собой, ибо тогда слова Быт.3:22 звучали бы как: "вот, Адам стал как Я". Единственное объяснение, следующее из Библии - беседа Лиц Пресвятой Троицы между собой.
Из Священного Писания мы знаем и о явлении Господа Аврааму у дубравы Мамре: "И явился ему Господь у дубравы Мамре... и вот, три мужа стоят против него. Увидев он побежал навстречу им от входа в шатер (свой) и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими..." (Ofte de auto o teos pros te drui te Mambre,.. kai idou treis andres eistekeisan epano autou. Kai idon prosedramen eis sunantesin autois apo tes turas tes skenes autou kai prosekunesen epi ten gen kai eipen Kurie (ед. число), ei ara euron harin enantion sou,..) (Быт.18:1-3). Авраам кланяется и обращается к Одному, хотя видит трех. Событие это, по мнению многих толкователей, является прообразом действия Пресвятой Троицы в мире.
Дальнейшее развитие событий подтверждает участие в описываемом Богоявлении двух Лиц Троицы. Когда семейство племянника Авраама было выведено из города: "...пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огнь от Господа с неба..." (Быт. 19:24) То есть Второе Лицо Троицы ниспослало наказание от Первого - Бога Отца. Это подтверждает и свидетельство халдейских переводов Ветхого Завета, так называемых Таргумов. В них часто встречается выражение "Мемра" - "Слово Божие", в тех местах, где в еврейском тексте написано JHWH. Также и разбираемый нами текст Таргумы переводят, как "Слово JHWH низвело на Содом огонь и серу от JHWH" [13].
В Псалмах Давида еще яснее, чем в книге Бытия описывается создание мира всеми Лицами Пресвятой Троицы. "Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - все воинство их..." (to logo tou kuriou oi ouranoi estereotesan kai to pneumati tou stomatos autou pasa e dunamis auton) (Пс.32:6). Мы видим творение небес Логосом - Словом Божиим и воинства их - Духом Святым. Причем из греческого текста следует, что Святой Дух сотворил силу (e dunamis) их, то есть реализовал замысел Слова. Таким образом все Лица Пресвятой Троицы участвовали в творении.
В книге Чисел приводится текст первосвященнического благословения, которым Аарон и его потомки, по постановлению Господа, переданного через Моисея, должны были благословлять народ: "Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир" (Числ. 6:24-26). В тексте этой молитвы описаны благословения от каждого из трех Лиц Пресвятой Троицы. О том, что это место Апостолами воспринималось именно таким образом свидетельствуют слова святого Апостола Павла, благословляющего учеников следующими словами: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь" (2 Кор.13:13). Апостол здесь явно повторяет древний текст.
Около 750 г. до Р.Х. пророку Исаии в видении явился Господь, сидящий на престоле в окружении серафимов, которые взывали "... друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!" (Ис. 6:3). После того, как один из серафимов прикоснулся к устам пророка горящим углем, тот услышал голос Господа: "Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?" (Ис.6:8). О том, что Бог, Существо безконечно мудрое и всемогущее, не станет, по свидетельству Священного Писания (Ис.40:14; Рим.11:34), совещаться со своими слугами - ангелами, мы уже говорили выше. Поэтому ясно, что здесь снова описывается совет Лиц Пресвятой Троицы. Об этом говорит и троекратное "Свят, Свят, Свят", возносимое серафимами.
По свидетельству Апостола Иоанна Богослова Сам Господь Иисус Христос открыл ученикам, что пророк Исаия в момент предстояния пред престолом Господа "...видел славу Его и говорил о Нем" (Ин.12:41). А слова которые пророк услышал от престола были, по утверждению Апостола Павла (Деян.28:25), сказаны Духом Святым, третьим Лицом Пресвятой Троицы. Описывая видение пророка Исаии, святитель Василий Великий делает следующий вывод: "Пророк вводит лицо Отца, в которого веровали иудеи, Евангелист - лицо Сына, Павел лицо Духа, все же согласно именуют Виденного единым Господом Саваофом. Делится у них слово об Ипостаси, но нераздельным пребывает в них мудрствование об едином Боге" [14].
Через пророка Исаию было открыто Словом Божиим и Его будущее спасительное воплощение: "...Я был там, и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" (..ekei emen, kai nun (либо teos) kurios (либо kurios) apestalken me kai to pneuma autou) (Ис. 48:16). В этих стихах мы видим действия всех трех Божественных Лиц. Слово Божие посылается на спасение людей согласным действием Бога Отца и Духа Святого.
В Новом Завете учение о Пресвятой Троице прослеживается с совершенной ясностью. Уже в момент Крещения Господа на Иордане от Св. Предтечи и Крестителя Иоанна мы видим действие в мире всех трех Лиц: " И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел (Иоанн) Духа Божия, который сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение" (Мф.3:16-17=Мк.1:10-11=Лк.3:21-22). В описываемом здесь событии Господь Иисус Христос - воплотившееся Второе Лицо Троицы, принимает Крещение от Св. Иоанна Крестителя. В тот момент, когда Он вышел из воды и молился, Дух Святый сошел на Него как голубь, а Бог Отец засвидетельствовал о Его Сыновстве гласом с небес. Из описания этих событий мы видим, что все Лица действуют отдельно и самостоятельно Друг от Друга.
В беседах с учениками Господь неоднократно указывал на равночестность всех трех Лиц: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины..." (Ин.14:16-17). "Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин.15:26). Господь говорит о Духе Святом, как о равночестной Ему Личности и единосущной с Отцом.
После Своего Воскресения, перед тем как вознестись к Отцу, Господь, посылает учеников на проповедь. В этот момент Он говорит им: "Итак идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Poreutentes oun mateteusate panta ta etne, baptixontes autous eis to onoma tou patros kai tou uiou kai tou agiou pneumatos) (Мф.28:19). Христос повелевает апостолам крестить народы в Одно Имя (onoma - стоит в ед. числе и имеет член "to" ) - Отца и Сына и Святаго Духа. То есть у Трех Божественных Лиц одно Имя - Бог. Следует обратить также внимание и на наличие у каждого Лица Троицы отдельного члена - "tou", так как "Свидетели Иеговы" указывают на отрывок Быт.48:16 - "Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих, да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака...", где также стоит "to onoma" в единственном числе и с членом. Но в указанном отрывке "...to onoma ton pateron mou Abraam kai Isaak..." видно, что член стоит перед "pate;rvn" и отсутствует перед "Abraam" и "Isaak".
Если бы он присутствовал перед каждым из этих двух имен, тогда грамматическая конструкция, конечно, напоминала бы Мф.28:19, переводилась бы как "...имя отцов моих Авраамо-Исаака..." и являлась бы очевидно неверной. Поэтому приведенный аргумент "Свидетелей Иеговы" довольно неудачен.
Святой Апостол Петр, призывая благословение на учеников, также упоминает все Лица Троицы: "...по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа..." (1 Петр.1:2). Похожая молитва встречалась нам выше (стр. 143) в Книге Чисел и у святого Апостола Павла.
Наконец, святой Апостол Иоанн Богослов свидетельствует о Едином Существе Троицы: "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино... ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем" (1Ин.5:7-9). Из сопоставления 7 и 9 стихов становится совершенно ясно, что единство трех Лиц имеется ввиду именно по Божеству.
Нужно заметить, что этот рассматриваемый нами отрывок отсутствует в некоторых греческих рукописях Нового Завета, некоторых восточных переводах (зависимых от Пешито) и, кроме того, его не употребляли многие отцы IV века. Но эти факты недостаточны для того, чтобы посчитать 1 Ин.5:7-9 позднейшей вставкой. Тем более указанный отрывок присутствует в Британском кодексе и в 53 манускриптах, которыми пользовался Роберт Стефан в середине XVI века. В рукописи X века "Correctorium Bibliae" говорится, что в большинстве современных ей списков эти стихи также присутствуют. То же написано и в прологе к соборным посланиям, приписываемых блаженному Иерониму. Мы находим 1 Ин.5:7-9 и в Вульгате, и в италийском переводе, и в армянском. Из ранних отцов и учителей этот отрывок использовали Тертуллиан, святитель Киприан Карфагенский, Афанасий Великий и другие. Таким образом предположение о том, что рассматриваемые стихи 1 послания Апостола Иоанна Богослова, являются позднейшей вставкой представляется не слишком достоверным [15].
Для доказательства правоты унитарианских воззрений "Свидетели Иеговы", не ограничиваясь Библией, цитируют в своих журналах фрагменты (разумеется вырванные из контекста) ранних христианских писателей (Иринея Лионского, Климента Александрийского, и еретика Новациана), говорящие о Боге Отце: "Новациан (ок.200-258 г.г.) комментировал: "Поскольку Он сказал "Одно", да поймут еретики, что Он не говорил "Одно" лицо. Потому что одно, стоящее в среднем роде подразумевает дружеский союз, а не единство существа... Кроме того, сказав одно, Он указал и на довод, и на тождественность суда, и на само любящее общение, так как Отец и Сын разумно едины в согласии, любви и привязанности" ("Трактат о Троице", гл.27)... Ириней (ок.130-200 г.г.): "Мы можем узнать от Него (Христа), что "Отец Мой, - говорит Он, - более Меня".
Таким образом, наш Господь провозгласил Отца непревзойденным в отношении знания" ("Против ересей", кн.II, гл.28.8). ...Климент Александрийский (ок.150-215 г.г.): "Чтобы узнать вечного Бога, даятеля того, что вечно, и через познание и разумение постичь Бога, который есть первый и высочайший, и единый, и благий... Тому, в таком случае, кто живет настоящей жизнью, предписывается сначала познать Того, "которого не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Его)" (Мф.11:27). После Него следует познавать величие Спасителя" ("Кто тот богач, который будет спасен?"VII,VIII).... Ириней: "И таким образом лишь о едином Боге Отце провозглашается, что он над всеми и чрез всех, и во всех. Отец - поистине выше всех, и Он есть Глава Христу" ("Против ересей", кн.V, гл.18.2)" [16]. На основании этих вырванных из контекста отрывков делается довольно неожиданный вывод о Богословских воззрениях их авторов: "В их объяснениях нет ни одного намека на то, что они верили в Троицу" [17].
Для того чтобы понять, так ли это, достаточно ближе познакомиться с трудами этих учителей и отцев. То, что Новациан был знаком с учением о Троице, ясно уже из названия труда, цитата из которого приведена авторами статьи, помещенной в "Сторожевой Башне". Он называется "Трактат о Троице". Здесь Новациан систематизирует учение Тертуллиана, которое коротко можно сформулировать следующим образом: каждое из трех Лиц есть Бог; все три - Бог; три различаются, как Лица, но едино как субстанция. Поэтому говорить, что Новациан не верил в Троицу, просто нелепо. А в приведенном месте он подчеркивает именно различие Лиц в Троице. Хотя он и был еретиком, но расходился с учением Церкви совсем в другом.
Что касается Священномученика Иринея Лионского, то мы видим, что в первой книге своих "Обличений и опровержений лжеименного знания" он практически приближается к Православному Символу Веры: " Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концев земли, но от апостолов приняла и учеников их веру во единого Бога Отца, Вседержителя.., и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святаго, чрез пророков возвестившего все домостроительство..."[18] А указанные в "Сторожевой Башне" отрывки говорят лишь об отсутствии другого бога-демиурга, создателя мира. Ведь книга святого Иринея писалась именно против гностических ересей, распространенных в то время.
Святой Климент Александрийский в книге "Педагог" говорит: "Сын и Отец, оба - единый Бог, наш Господь"; и в заключении того же сочинения обращается с молитвой к Богу, прося Его сподобить нас: "славословя, благодарить единого Отца и Сына... со Святым Духом, Который собой представляет все в едином... Которому слава и ныне и во веки, аминь" [19]. Ясно, что Святой Климент Александрийский и не предполагал что "Свидетели Иеговы" припишут ему неверие во Святую Троицу.
Таким же образом в изданиях "Общества Сторожевой башни" искажаются и взгляды других ранних Отцов Церкви, например Климента Римского, Игнатия Богоносца и других, воззрения которых на Божественное достоинство Лиц Пресвятой Троицы соответствуют учению Церкви.
Итак, можно заключить эту главу словами святителя Афанасия Великого: "Так проповедуется в Церкви един Бог, Иже над всеми и чрез всех и во всех (Ефес.4:6), - над всеми, как Отец, начало и источник, чрез всех - Словом, во всех же - в Духе Святом. Ибо как Отец есть Сый; так Сый есть и над всеми Бог - Слово Его, и Дух Святый нечужд бытия, но истинно существует и пребывает. И вселенская Церковь ничего не убавляет из сего мудрствования, чтобы не впасть в учение нынешних иудеев, подражающих Каиафе..." [20]
Источники
[1] Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век Свято - Отеческой письменности. М., 1995. С. 20 [2] См. Святитель Афанасий Великий "О явлении во плоти Бога Слова и против ариан". (Прим. кат. службы) [3] Интересно отметить, что не смотря на то, что отрицанием догмата о Пресвятой Троице все сходство между Социнианами-унитариями и Свидетелями Иеговы и ограничивается, последние относятся к ним с большой теплотой и даже называют в своих публикациях братьями. (Прим. кат. службы) [4] Robinson D. The Unitarians and the Universalists. Westport, 1985. C. 31. [5] Цит. по Robinson, указ. соч. C. 302. [6] Scholefield H. B. The Unitarian Universalist Pocket Guide. Boston, 1963. C. 59. [7] Тримурти в индуизме: Брахма, Вишну, Шива, являются проявлениями одного божества - Парабрамы. [8] Об этом подробнее см. Макарий (Булгаков) Митрополит. Православно - Догматическое Богословие т.1, С.-Пб., 1895. С. 207. [9] Сторожевая башня. - New York, 1992. - 1 ноя. - С. 19-20. [10] Иоанн Златоуст, Святитель. Против аномеев. Слово V//Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. М., 1991. Т. 1. Книга 2. С. 538. [11] Об этом подробнее см. Макарий (Булгаков) Митрополит. Указ соч. С. 173. [12] Там же. С. 174. [13] Нюстрем Э. Библейский словарь. Торонто, 1989. С. 421. [14] Василий Великий. Святитель. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книга V (репринт)//Творения. С.-Пб.,1911. Т.1. С. 554. [15] Об этом подробнее см. Макарий (Булгаков). Митрополит. Указ. соч. С. 180-184. [16] Сторожевая Башня. - New York, 1993. - 15 окт. - С. 28. [17] Там же. [18] Ириней Лионский. Святитель. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания//Творения. Москва, 1996. С. 49. [19] Климент Александрийский. Святитеь. Педагог. М., 1996. С. 285. [20] Афанасий Великий. Святитель. К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание I//Творения. М., 1994. Т. III. С. 42.Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
Оставить комментарий на статью
Наши проекты | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы | Детская страничка | Медиа | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования