В изданиях "Общества Сторожевой башни" можно встретить и такие высказывания: "Вы можете искать, сколько угодно, но не найдете ни одного стиха в Писании, в котором есть слово Троица, и не найдете такого, в котором говорилось бы, что Отец, Сын и Святой Дух равны во всяком отношении. Например, в отношении вечности, силы, положения и мудрости. Ни одно место Писания не сообщает, будто Сын равен Отцу в этих отношениях, и если бы существовали такие места Писания, то это свидетельствовало не о Троице, а в лучшем случае о двоице. Нигде Библия не приравнивает Святой Дух к Отцу" [9].
В своем ожесточении против учения Церкви о Святой Троице "Свидетели Иеговы" утверждают, что догмат о Триедином Божестве - порождение сатаны. Но это учение основывается на многих местах Священного Писания. Ветхий Завет содержит "образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они (израильтяне) были похотливы". (1 Кор.10:6) Образы эти говорят о тайне Пресвятой Троицы, но воспринимать их надо через призму Нового Завета, по причине того, что тайна Пресвятой Троицы открывалась людям постепенно. Так как еврейский народ в начале своей истории был склонен к поклонению многим богам, то и знание о трех Божественных Лицах было частично скрыто от него, чтобы не ввести соблазн многобожия. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что "Это было причиною и того, что пророки не ясно и открыто, но темно и редко возвещали иудеям о Сыне Божием. Едва только избавившись от многобожного заблуждения, иудеи снова подверглись бы той же болезни, если бы опять услышали о Боге и Боге. Посему пророки везде непрестанно говорят, что Бог един, и несть разве Его (Втор.4:35; Ис.45:5,21), говорят не отвергая Сына, - да не будет, - но желая исцелить немощь иудеев и отклонить их от мысли о многих и мнимых богах. Итак когда ты услышишь слова: един и несть иного и другие подобные, то не унижай славы Троицы..." [10].
Такого же мнения придерживались и многие другие Отцы Церкви [11]. Причем по мнению блаженного Феодрита "...после пленения Вавилонского, когда иудеи почувствовали явное отвращение от многобожия, в их священных книгах встречается гораздо более яснейших мест... в которых говорится о Божеских Лицах" [12].
Главное Ветхозаветное свидетельство о единстве Бога, открытое народу, которое толкуется "Свидетелями Иеговы" в антитринитарном смысле: "Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть" (Akoue, Israel kurios o teos emon kurios eis estin) (Втор.6:4), - говорит не о количественном единстве, но о единстве существа. В еврейском языке здесь стоит слово "эхад", означающее именно единство природы чего-то. "Эхад" использовалось, например, и автором Книги Бытия для описания общности мужчины и женщины "...и будут два одна плоть" (kai esontai oi duo eis sarka mian) (Быт.2:24). Христос в беседах с иудеями неоднократно утверждал свое единство с Богом Отцом: "Я и Отец - одно" (Ego kai o pater en esmen) (Ин.10:30). "...Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самим делам." (Ин.14:9-11).
Уже первый стих Библии гласит: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). Согласно одной из теорий, в еврейском тексте слова "сотворил Бог" - "bara Elohim" имеют грамматическую форму множественного числа, причем, слово, обозначающее действие, - "сотворил", относящееся к множественному числу, стоит в единственном числе. Это может свидетельствовать о единстве действия всех Трех Лиц в Боге.
О создании Адама в Библии говориться: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..." (kai eipen o Teos Poiesomen antropon kat eikona; emeteran kai kat omoiosin) (Быт.1:26). Слово "сотворим" (Poiesomen) явно стоит во множественном числе, что видно из окончания "men". Здесь видно, что Творец обращается к Имеющим с Ним одинаковый образ и природу. Кому же он сказал эти слова? Ответ на этот вопрос содержится в следующем стихе "...И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию..." (Быт.1:27) Следовательно "образ Наш" из предыдущего стиха - это "образ Божий", и те, с кем происходит совет это Бог Сын, о котором мы читаем у святого апостола Иоанна Богослова "Все чрез Него начало быть" (Ин.1:3) и Бог Дух Святой, о котором пишет автор книги Иова "Дух Божий создал мя" (Иов.33:4).
Такой же совет Лиц Пресвятой Троицы происходит и после грехопадения: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло..." (kai eipen o teos Idou Adam gegonen os eis ex emon tou ginoskein kalon kai poneron) (Быт.3:22). Слова "из Нас" (ex emon) во множественном числе. В этой же главе мы читаем, что Адам и Ева были обольщены словами "...будете как боги, знающие добро и зло" (Быт.3:5). Следовательно выражение "...как один из Нас..." может быть отнесено только к Божественным Лицам.
Из многих библейских событий видно, что Пресвятая Троица направляет ход Ветхозаветной истории. Одно из таких событий, случившееся во время строительства Вавилонской башни, описано в книге Бытия: "И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого" (Быт.11:6-7). Вслед за чем "...смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь..." (Быт.11:9) Если предположить, что Бог говорил с кем - то, кто отказался выполнить Его волю, и поэтому Ему пришлось смешивать "язык всей земли" Самому, то о таком катастрофическом событии должно было бы быть написано подробнее. Кроме того и слова апостола Павла "...кто противостанет воле Его?" (Рим.9:19) указывают на абсурдность такой возможности. Единственный разумный вывод говорит о Божественном достоинстве всех Лиц, принимающих участие в совете.
Оставить комментарий на статью
Наши проекты | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы | Детская страничка | Медиа | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов
© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет
Условия использования