Поделиться:
Главная
Богословие
Проповеди
Митрополит Иерофей (Влахос)

II

Праздник Пятидесятницы - это праздник Пресвятой Троицы, так как с сошествием Святого Духа нам открывается истина, что Бог Троичен. Как раньше в Ветхом Завете, тенеобразно, так и в учении Христа, люди обучались Троичности Бога, но эмпирический опыт Его Троичной Ипостаси они приобрели лишь в день Пятидесятницы. Так, Пятидесятница является праздником православного Богословия.

Ведя речь о православном Богословии, необходимо сказать, что слово о Боге (Богословие) - это одно, а слово о воплощении Бога (домостроительство) - совсем другое. Таким образом, в день Пятидесятницы мы Богословствуем по православному, поскольку узнаем, что Бог есть Троичен: Отец, Сын и Святой Дух. Согласно основанному на откровении православному учению, Бог Отец является безначальным, безпричинным и нерожденным, то есть Он ни от кого не имеет причины Своего бытия. Бог Сын происходит от Бога Отца, рождаясь, тогда как Бог Святой Дух - исходя.

Эти три термина: "нерожденность", "рождение" и "исхождение" нам были открыты Христом, и наша логика перед ними безсильна. До сих пор они остаются для нас загадкой и тайной. Однако фактом является то, что несмотря на то, что Сын и Дух происходят от Отца различным образом, то есть имеют Свои индивидуальные ипостасные свойства и образ существования, сущность у Них едина.

Несмотря на то, что Отец является родителем и изводителем, Сын - рождением Отца, а Святой Дух - изведением, то есть исхождением, Лица Пресвятой Троицы имеют одну природу - сущность и славу - энергию. Все три Лица Пресвятой Троицы суть единосущны, едино-славны, единосильны, и ни Одно из Них не обладает большим достоинством чем Другое. Говоря о Первом, о Втором или Третьем Лице Пресвятой Троицы, мы не различаем Их по достоинству, превосходству или силе, но по образу Их бытия (Василий Великий).

Святые Отцы, каждый в своей мере и насколько это было возможно, пережили это таинство на личном опыте. Основываясь на приобретенных из откровения знаниях они описывают его. Например, св. Григорий Богослов упоминает о трех светах, окутавших его во время видения. Пишет: "Не могу уразуметь одного, и тремя светами наполняюсь; не могу говорить о трех и обращаюсь к одному".

Таинство Пресвятой Троицы нам было открыто Самим Иисусом Христом, поведавшим ученикам, что Дух Святой исходит от Отца и Им (Христом) посылается (Ин. 15, 26). Это означает, что Сын Божий соучаствует не в изведении Святого Духа, но в Его послании в мир, и это посольство является "по энергии" обнаружением Святого Духа.

Согласно св. Григорию Паламе, Дух Святой исходит от Отца, но можно сказать также, что Он посылается и через, и от Сына "по энергии", но только относительно Его проявления в мире, а не по сущности Его бытия. Иным является бытие Святого Духа, а совсем иным Его "по энергии" проявление.

Бог Отец есть "недосягаем" и извечно, прежде всех веков, рождает равного Самому Себе Бога — Сына и изводит равного Бога — Святого Духа. Божество при разделении Лиц не раздробляется, так как неслиянно соединено с исчислением Троицы. То, что Сын рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Него ни в коем случае не означает, что Они более поздние по сравнению с Отцом, потому как между нерожденностью Отца, рождением Сына и исхождением Святого Духа не проникает время. Все три Лица Святой Троицы суть вечны, собезначальны, единоправны и равноценны (Лев Мудрый).

III

Создание и воссоздание мира является общей энергией Троичного Бога. Именно эта Богословская истина ведет нас к заключению, что дело Христа и дело Святого Духа - суть одно и тоже. Это подчеркивается во избежание опасности говорить о домостроительстве Христа в независимости от Святого Духа, и домостроительстве Святого Духа самостоятельного и независимого от Христа.

Божественный Логос стал человеком по благоволению Отца и при содействии Святого Духа. Христос был зачат во чреве Пресвятой Богородицы "от Духа Святого". Затем, после воскресения и, конечно же, в день Пятидесятницы, Христос "посылает" Святого Духа, потому что Дух Святой посылается через Сына. И Он, сойдя на апостолов, начертал в их сердцах образ Христа, то есть соделал их членами воскресшего Тела Христова. Как мы видим, нельзя размежевывать делание Сына и делание Святого Духа.

Это истина хорошо отображена в Священном Писании. На протяжении Своей жизни Христос излечил и очистил сердца апостолов Своим учением, откровением Своих таинств, чудесами, и поэтому в конце сказал: "Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам" (Ин. 15, 3). Как-то Иисус сказал, что, если кто любит Его и соблюдет Его слово, того возлюбит и Отец Его, и тогда, как говорит Христос, "...Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23).

То, что Отец и Сын будут обитать в очищенном и освященном человеке, не означает, что это будет происходить без присутствия Святого Духа, или что Дух Святой отчуждается от дела освящения. В другом месте Священного Писания мы видим обещание Христа послать ученикам Святого Духа, Который от Отца исходит, "...с вами пребывает и в вас будет" (Ин. 14, 17). Следовательно, принимающий благодать Троичного Бога человек становится членом воскресшего Тела Христова, обиталищем Бога Отца и храмом Духа Святого, то есть скинией Троичного Бога.

В одном из тропарей ямбического канона праздника Пятидесятницы св. Иоанн Дамаскин использует выражение "познание, Дух Отчеродного Слова", что значит: Дух Святой является познанием Бога Слова, от Отца рожденного. Святой Дух характеризуется как "познание" Слова, ибо Он открывает и являет людям Слово Божие, так как "без Духа Единородный Сын не мыслится" (св. Григорий Нисский).

Помимо этого, апостол Павел говорит, что "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3). Еще Святой Дух именуется "познанием" Слова потому, что Он научил апостолов и восстановил в их памяти все сказанное Христом. Им была явлена истина, что Христос есть истинный Сын и Слово Божие, а уже впоследствии из общего учения было подтверждено единосущие и единославие Сына со Святым Духом (св. Никодим Святогорец).

Своим вочеловечением Сын и Слово Божие прославил Бога Отца. В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов, и так был прославлен Бог Сын (Лев Мудрый). Исходя из этого можно сказать, что Отец прославил Сына, назвав Его "возлюбленным Сыном". Сын был прославлен всем содеянным Им, при соучастии Святого Духа. Сын прославил Отца делом спасения рода человеческого. Одновременно, Сын прославил и Духа Святого, явив и открыв Его ученикам. Но и Святой Дух, щедро действующий в лоне Церкви, прославляет Отца и Сына, потому что все, принимающие Святого Духа, становятся чадами Божиими и членами Тела Христова. Как мы видим, спасение человека является общим действием Троичного Бога. Именно эту великую Богословскую истину мы и попытаемся далее как можно лучше раскрыть.

IV

Много различных имен было присвоено Третьему Лицу Пресвятой Троицы Святому Духу. Одним из них является "Утешитель". Им отображается совершаемое Святым Духом как в Церкви, так и в жизни людей непрестанное делание. Этим именем Святого Духа нарек Сам Христос, сказав Своим ученикам незадолго до страданий: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины" (Ин. 14, 16-17). Христос нарекает Святого Духа Утешителем, Который научит учеников и восстановит в их памяти все, что Иисус им говорил на протяжении Своей жизни. "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14,26). Будучи уверенными в этой истине, мы поныне призываем Святого Духа словами: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины". Святой Дух утешает борющегося с грехом и пытающегося соблюсти Христовы заповеди человека. Это сражение жестоко, потому что брань ведется с лукавыми духами.

Необходимо обратить внимание на то, что Утешителем Святой Дух характеризуется Самим Христом, и в тоже время называется Им "другим Утешителем". Святой Дух является другим Утешителем, так как Христос также есть Утешитель, несущий людям утешение. В своем соборном послании святой евангелист Иоанн призывает христиан не грешить, однако добавляет, что если они и согрешат, то не должны отчаиваться, потому что "...мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника" (1 Ин. 2, 1). Таким образом, Христос и Святой Дух суть два Утешителя (Ходатая) в этом мире. Бог Отец также утешает людей, поскольку утешение является общей энергией Троичного Бога.

Выражение "другой Утешитель" говорит о том, что Христос и Святой Дух суть две различные ипостаси, имеющие общую природу, сущность и энергию. Святой Григорий Богослов, толкуя выражение "даст вам другого Утешителя", говорит, что оно указывает на "со-владычествование" единосущие двух Ипостасей. Слова Христа о послании "другого Утешителя" свидетельствуют о том, что и Он является Утешителем. "Ибо другой, другой, как Я, восседает". Таким образом, мы и здесь можем увидеть указание на равенство и единославие Христа со Святым Духом.

Добавить в блог

Наши проекты | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы | Детская страничка | Медиа | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика