Поделиться:
Главная
Богословие
Проповеди
Митрополит Иерофей (Влахос)

XI

Христос, обещавший Своим ученикам ниспослать Духа Святого, дал им четкую заповедь: "Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Лк. 24, 49). Ученики соблюли эту заповедь и пребывали в постоянном собрании в Иерусалимской горнице, в безмолвии и молитве, ожидая излияния дара Духа Святого. Святой Евангелист Лука подтверждает: "И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога" (Лк. 24, 53).

Выражение "доколе не облечетесь силою свыше" по своей сути очень необычно, поэтому его необходимо растолковать. Христос не говорит о том, что они просто примут Духа Святого, но что они в Него облекутся, как в какие-то духовные доспехи, для брани с врагом. Речь идет не о простом просвещении разума, но о преображении всего их бытия. Не будет ни одной части тела, ни единой энергии души, которые бы остались неприкрытыми энергией Святого Духа.

Известно, что со Святым Крещением, являющимся вводным таинством, через которое человек входит в Церковь и становится членом прославленного Тела Христова, мы облекаемся в Него — Самого Христа: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Тал. 3, 27). Но одновременно, мы облекаемся и в Духа Святого, по недвусмысленному обещанию Христа. Ведь именно это и является целью соединенных между собой таинств Крещения и Миропомазания.

Облечение христианина Духом Святым является не внешним и поверхностным, но внутренним, подобно соединению метала и огня. Раскаленное железо пышет пламенем по всей своей поверхности, а не в какой-либо его определенной части. Так и принявшие Святого Духа чувствуют, как Он наполняет их сердце, просвещает очи, освящает слышание, обуздывает помыслы, подает мудрость, наполняет лица благодатью. С ними происходит то же, что и с первомученником архидиаконом Стефаном, который сначала показал на синедрионе поданное ему в душе Святым Духом благословение, а затем явил и славу лица (Макарий Златоглав). Таким образом, энергия Святого Духа освящает, просвещает и озаряет все бытие человека.

На степенных поется следующий чудный тропарь: "Святым Духом источается всякая мудрость, отсюда апостолам благодать и подвигами венчаются мученики и пророки видят". Все харизмы и все дары, подаваемые членам Церкви, являются дарами Духа Святого. Пророческое видение, апостольская жизнь и мученическая кончина — все это суть дары и харизмы Святого Духа. Это означает, что видения пророков являются не продуктом какой-то фантазии или разума, апостольская жизнь является не простым антропоцентрическим миссионерством, мученическая кончина святых не есть осуществление сильного желания — но все это суть дары Всесвятого Духа. Одной из харизм, в которые облекается принимающий дар Духа Святого, является преподобническая жизнь: стремление соблюдать заповеди Божии и пребывать в духовной и телесной чистоте, жить в миру безбрачной жизнью во Христе или жить во Христе пастырским служением. То есть, все харизмы преподаются Святым Духом. Так, Святой Дух "весь собирает собор Церковный", где Церковь является Телом Христовым.

XII

Едва исполнившись Святого Духа, апостолы наполнились радостью. Для них это был совершенно новый опыт. Раньше они являлись просто хорошими людьми, теперь же стали членами воскресшего Тела Христова. Они не ограничиваются просто одним поклонением Христу, теперь они с Ним нераздельно объединены. Одни, при их виде недоумевали, а иные, насмехаясь, говорили: "Они напились сладкого вина" (Деян. 2, 13).

Приход Святого Духа в сердце человека называется Святыми Отцами Церкви "трезвенным опьянением " (св. Дионисий Ареопагит). Относительно подобных состояний св. Исаак Сирин говорит, что в такой момент все силы человека погружаются "в глубокое опьянение" от великой радости и веселья, но сам он пребывает "трезвенным" потому, что при этом не теряет ни чувства, ни разум. Когда человеком овладевает Святой Дух, он остается свободным. Точнее будет, если скажем, что именно тогда он и приобретает настоящую свободу, которая не является способностью выбирать, как говорит философская этика, но естественным желанием, превосхождением смерти.

Характерно по этому поводу пишет апостол Павел: "И духи пророческие послушны пророкам" (1 Кор. 14-32). Это означает, что не человек - пророк подчиняется харизме, а харизма подчиняется пророку, то есть не стирается свобода человеческой воли, как и не попираются его разумные силы и душевные энергии.

Святой Никодим Святогорец говорит, что существует три вида опьянения. Первый — это являющееся причиной многих бед опьянение, вызванное вином вещественным. Вторым является опьянение, вызванное страстями. Именно это опьянение имел ввиду пророк Илия, когда говорил: "Они, опьяневшие не от вина" (Ис. 28, 1). И в другом месте, обращаясь к Иерусалиму, он же говорит: "Итак, выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина" (Ис. 51, 21). И, наконец, третьим видом опьянения, является опьянение, вызываемое Святым Духом. Его мы встречаем у матери пророка Самуила, так сильно молившейся в Храме. Ее молитва была разумной и находилась на такой ступени, что сын священника Илии посчитал ее пьяной и даже хотел прогнать из Храма. Но та ответила ему, что она не пьяна, а просто изливает свое сердце перед Господом (1 Цар. 1, 14-15).

Этому третьему виду опьянения подверглись и апостолы в день Пятидесятницы, приняв Духа Святого. Их сердце открылось во всю ширь, они глубже познали Христа, стали членами Его прославленного Тела, в них зародилась огромная любовь и чаяние ко Христу, и все это, согласно толкованию Святых Отцов, нашло свое выражение в молитве.

XIII

Праздник Пятидесятницы, как мы уже подчеркивали неоднократно, является последним праздником Божественного Домостроительства. Для спасения человеческого рода и его возвращения в изначальное состояние, и даже для его восхождения на более высокую ступень, на ту, что должен был достигнуть Адам, но не смог, Бог послал Своего возлюбленного и единородного Сына. Христос явил Своего Отца, открыл Его бытие, а затем послал Духа Святого, Который соделывает людей членами Тела Христова и просвещает их, чтобы те познали Христа и Отца. Следовательно, порядком Божественного Домостроительства и спасения рода человеческого являются: Отец, Сын и Святой Дух. Отец посылает Сына, а Сын — Святого Духа. Однако, обожение человека происходит совершенно противоположным образом: от Духа человек восходит к Сыну, а через Сына познает Отца.

Святой Василий Великий, анализируя это событие, а главным образом его последний момент, где описывается путь человека к Богопознанию, говорит, что, принимая подаваемые Святым Духом дары, прежде всего мы обращаемся к Подателю, то есть к Святому Духу. Затем мы постигаем посылающего, то есть Сына, и лишь только потом наше мышление возводится к источнику и причине всех благ, которыми является Отец.

Это учение можно встретить у многих святых. Необходимо привести учение Симеона нового Богослова, который говорит, что если Христос является дверью, то Святой Дух является ключом, которым мы открываем эту дверь и, таким образом, достигаем жилища Отца.

В этой перспективе находятся и молитвы ко Святому Духу, как например молитва: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша". Здесь виден порядок восхождения к этому Богопознанию. Святым Духом сердце человеческое очищается, познает Христа и затем возводится к Отцу.

Как уже говорилось и раннее, энергия Троичного Бога является общей, однако это не значит, что Лица Святой Троицы упраздняются. Божественная благодать действует через Лица, поскольку в православном Богословии речь ведется о воипостасизированной Благодати и Энергии. Это хорошо видно в последовании Божественной литургии. Вся молитва предложения по своей сути является молитвой ко Отцу о ниспослании Духа Святого и преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Действительно, Святой Дух прелагает священные дары в Тело и Кровь Христовы, и мы становимся жилищем Троичного Бога.

Добавить в блог

Наши проекты | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы | Детская страничка | Медиа | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика