29 августа 2002 года умер схиархимандрит Зосима. О старце, живущем в селе Никольское Волновахского района Донецкой области и обладающем Божьей силой, знал весь православный мир. Ему было всего 58 лет. Но философская мудрость, сила веры и знание пути для спасения души человеческой сделали его старцем в людском понимании. К нему приходили отовсюду. За советами, помощью, благословением. Имевшие великое счастье общаться с ним возвращались в мирскую жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя тела. Его слова часто были пророческими. А происходящие события походили на чудеса. Он безгранично любил людей. Всех. Тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и цивилизации - чтобы быстрее сломить. Он не сломался. Он нес свой крест достойно, ни на йоту не поколебавшись в вере. Он крестил детей своих палачей. Он отпускал грехи и верил в светлое естество каждого человека... Он жил, испытывая нечеловеческие страдания. Он прошел четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Врачи становились верующими, общаясь с ним и поражаясь его человеческому мужеству... А он, умирая, вставал и служил. Его путь - это путь праведника. А праведники сейчас большая редкость. Батюшка Зосима (в миру Сокур Иван Алексеевич) родился 3 сентября 1944 г. в селе Косолманка Верхотурского района Свердловской области. Отец - Алексей Иванович - погиб на фронте в 1944 г., мать - Мария Ивановна - скончалась в 1981 г. Родных братьев и сестер не имел. До 1961 г учился в средней школе № 1 г. Авдеевки Донецкой обл. С 1961 по 1964 гг. - учащийся Донецкого сельскохозяйственного техникума, затем - гражданская работа. В 1968 (в автобиографии 1967) - 1975 гг. - учащийся духовных семинарии и академии в г. Ленинграде. Академию окончил со степенью кандидата Богословских наук (работа по кафедре истории русской церкви "Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение"). 3 июня 1975 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом пострижен в монашество с именем Савватий, будучи еще студентом четвертого курса академии. Владыкой же Никодимом до этого (8 мая 1975 г.) рукоположен в сан иеродиакона, а после пострижения (12 июня 1975 г.) - в сан иеромонаха. После учебы, как писал батюшка в автобиографии, он был направлен в Одессу, где митрополитом Одесским и Херсонским Сергием был определен сначала в Свято-Успенский мужской монастырь г. Одессы. 25 января 1975 г. иеромонах Савватий принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии и определен на место настоятеля в Свято-Александро-Невский храм пос. Александровка Марьинского района Донецкой области. В 1977 г. батюшка награжден наперстным крестом, в 1980-м возведен в сан игумена, в 1983-м награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III ст., в 1984-м - палицей. В 1985 г. определяют настоятелем Рождество-Богородичного храма села Андреевка Великоновоселковского района Донецкой области, затем (11 мая 1986 г.) -настоятелем Свято-Троицкого храма г. Макеевки и сразу же (23 мая 1986 г.) - настоятелем Свято-Покровского храма пос. Андреевка г. Снежное. Настоятелем Свято-Васильевского храма села Никольское Волновахского района батюшка определен 22 ноября 1989 г. В этом же году награждается крестом с украшениями. В 1990 г. игумен Савватий награждается саном архимандрита. Указом от 4 марта 1990 г. - духовник Макеевского округа, а с 20 апреля 1991 г - духовник Волновахского округа. 21 августа 1992 г. епископом Донецким и Славянским Алипием архимандрит Савватий пострижен в схиму с именем Зосима. 27 апреля 1997 г. схиархимандрит Зосима награжден правом совершения Богослужения с жезлом. С 1 февраля 1998 г. определен духовником Донецкой епархии и членом Епархиального совета. 26 марта 1999 г. награжден орденом преподобного Нестора Летописца; 20 апреля 2000 г. - правом ношения второго креста с украшениями; к великому юбилею Рождества Христова -орденом "Рождество Христово-2000" I ст. 1 июня 2002 г. схиархимандрит Зосима определен наместником Свято-Васильевского мужского монастыря в с. Никольском Донецкой епархии.
"Спешите делать добро. Жизнь коротка. Ангела вам всем хранителя..."
Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с праздником Святой Троицы, с Пятидесятницей. По милости Божией, провели мы Пасху, встретили Вознесение Господне и в течение десяти дней после Вознесения жили ожиданием Святаго Духа. Сегодня пятидесятый день по святой Пасхе - день Святой Троицы, день сошествия Святаго Духа на святых апостолов, день рождения Святой нашей Православной Церкви, которая в течение почти двух тысяч лет спасает, освящает и творит всех нас наследниками Царствия Небесного.
Церковь святая, рожденная Спасителем, освященная Его Кровью Пречистой, пролитой на Кресте, страданиями честными освященная, озаренная славным Воскресением Христовым и освященная Духом Святым в день Пятидесятницы, до сего дня благодатна и действенна. Это - Святая Церковь Православная. Сколько событий совершилось со дня святой Пятидесятницы, когда во святом граде Иерусалиме Дух Святый видимым образом в виде огненных языков сошел на апостолов и на всю Церковь Святую, и «вси начаше глаголати странными глаголы, странными учениями, странными повелениями Святыя Троицы».
Божественное озарение огненное наступило у святых апостолов, и недаром именно после этого озарения и первая апостольская проповедь апостола Петра вдохновенная пролилась. Все слушали учение апостольское о Церкви, о Христе Спасителе, о спасении и наследии Царствия Небесного. Вот первая апостольская проповедь апостола Петра, о которой говорится в книге «Деяния святых апостолов». И храм Сионский, горница Сионская стала первым храмом Иерусалимским и христианским храмом.
Здесь Христос на Тайной Вечере совершил первую свою литургию, причастие Святых Христовых Таин учеников Своих. Здесь молились ученики Христовы во время страданий Христовых, затворившись тайно в этой горнице. Здесь явился им воскресший Христос Спаситель «дверем затворенным» и уверил апостола Фому в истинности Воскресения Своего с плотию. Здесь после святого Вознесения они собрались все вместе для молитвы и для ожидания Утешителя Духа.
И здесь в день Пятидесятницы в первом храме Сионском и совершилось сошествие Святаго Духа, освящение Церкви благодатию Духа Святаго. И после освящения этого, после первой проповеди апостольской ученики-апостолы рассеяны были благодатию Духа Святаго по всему миру проповедовать Евангелие Царствия Небесного. Для них не было преград: ни инородностей, ни языковых преград не было, не было преград климатических - никаких. Они шли в Африку далекую, и в далекую Индию, и в далекий Рим, и в далекую Британию, и в далекую Европу, кругом шли, и к далеким скифам шли. Кругом, по всему миру шли, проповедуя Слово Божие, крещая народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа, исполняя повеление своего Божественного Учителя.
Вера православная крепла, умножалось стадо Христово. Впервые христианами были названы антиохийцы, и с этого момента вся Церковь стала называться христианскою. Последователи Христа Спасителя и до сего дня мы все именуются христианами еще от первых времен апостольских, то есть последователи Христа Спасителя, Господа нашего.
Умножалась вера святая. Гонения, ненависти претерпели, разделения, расколы, очищение Церкви от всего плохого. Все прошла Мать-Церковь, претерпела и сохранила эту благодатность даже до сего дня. И мы в сегодняшний день, день рождения нашей Церкви, благодарим Господа, собравшись под своды храма, что мы являемся членами Святой Соборной Апостольской Православной Церкви, что мы не заблудшие какие-то овцы, а принадлежим к Истинной вере, спасающей и освящающей нас. Дух Святый в храмах святых почивает, Дух Святый в сердцах наших почивает от дня крещения. Дух Святый сопровождает нас все дни жизни нашей во святых таинствах.
Начиная от Крещения, Миропомазания, когда священник помазует апостольским Миром, говоря: «Печать дара Духа Святаго», запечатлены мы все от крещения печатью дара Святаго Духа, дарами Духа Святаго. Дух Святый сопровождает нас в Таинстве исповеди, когда прощаются грехи наши. Дух Святый освящает нас, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Дух Святый освящает нас в Таинстве елеопомазывания - соборования, когда мы помазуемся святым елеем и вином. Дух Святый в молитве нас освящает, в добрых делах нас освящает Дух Святый. Кругом во все дни жизни нашей Дух Святый соприсутствует и сопутствует нам в нашей повседневной жизни.
Когда мы оскорбляем Бога, отступает тогда Дух Святый, и тогда уныние, отчаяние нападают, и погибель на человека. Это самое страшное состояние Богооставленности, когда за нечестие человека помрачение в нем происходит, отступает от него Дух Святый. Это самое тяжелое духовное ужасное состояние. Да сохранит Господь от этого, чтобы, невзирая на нашу греховность, Господь дал нам здоровые силы для покаяния. Кающегося всегда прощает Господь. Ждет всех Господь, Отец Небесный - заблудших чад своих. Мать-Церковь всем отверзает двери свои, всех ждет во свои объятия. И кающегося Бог прощает.
Часто вам говорю, напрасно мы по глупости своей рисуем Бога, воображаем как жестокого, не прощающего и все прочее. Это наша искаженная, глупая фантазия человеческая. Бог милостив, долготерпелив и каков? - многомилостив! Вот каковы слова Божественному милосердию. И по сравнению с милосердием Божиим грехи, песчинка эта наша несчастная, что означает? Но песчинка, бывает, поршню машины тоже причиняет большие беды, почему и дано благодатное Таинство покаяния.
Христос всех прощал, только что говорил? «Иди и больше не греши», - вот это условие прощения нашего, условие покаяния, исправления жизни нашей. И при помощи Божией, при помощи благодати Духа Святаго, дай нам, Господи, очищаться. Чтобы Господь не отнял от нас Духа Святаго, чтобы Господь не отступил от нас, чтобы мы не стали безумными. Но чтобы благодать Духа Святаго соприсутствовала нам во все дни жизни нашей, до скончания жизни нашей и чтобы благодать Духа Святаго и ввела нас всех в Царствие Небесное, соделав нас сынами Света.
Сколько на Церковь нападений было и сейчас сколько идет нападений! Сколько лжи, сколько ненависти, сколько злобы идет на Церковь Божию! А Церковь терпит, молится, прощает и освящает всех. Сколько злобы на Святейшего Патриарха сейчас идет, сколько клеветы на епископат идет, заказных этих статей разных в этой сатанинской масонской печати появляется. Стыдно читать.
Читаю про епископа Екатеринбургского Никона, это заказная статья, ложь полная. Отчего месть? Он сжег масонские книги, приказал сжечь, очистить от книг Александра Меня и от всего, чтобы не мусорили юношеству мозги. Восстали все силы зла сразу на него. И давай месть: заказные статьи, заказные дела, заказные свидетели - все пошло. И так кругом на Церковь идет нападение.
Конечно, мы, духовенство, не ангелы, так как и вы все не ангелы. Но вместе с тем благодать Духа Святаго даже недостоинство наше грешное очищает, и мы глубоко верим в милосердие Божие. Хоть мы и немощные все люди, но Господь очищает, прощает и спасает нас. С этой глубокой, чистой верой дай, Господи, вам всем жить, радостно жить, не унывая жить. И эту радость о Духе Святом хранить всю свою дальнейшую христианскую жизнь. Не идти на уловки диавола, ложь эту не слушать, не говорить: «Вон как живут». Мы идем не к епископам, не к священникам молиться, мы идем в храмы Божии молиться, к Богу, благодати Духа Святаго. И вот это осенение благодати Духа Святаго да хранит вас от всяких искушений и от всякого зла в дальнейшей жизни вашей христианской. Аминь.
С праздником рождения Святой Церкви, с праздником благодати Святаго Духа всех приветствую.
Сейчас, родные мои, что будем мы делать? Оканчиваем святую литургию. Вы сильно уморились? Как мне в алтаре сказали, антракт вам делать или нет? Не надо антракт вам делать. Значит, читаем девятый час сразу после литургии и совершаем великую Троицкую вечерню. Станем все на коленочки и три молитвы выслушаем коленопреклоненно. Будет бес мучить, судороги будут тянуть ноги, поперек будет болеть, в колени как будто бы гвоздей кто понабивал, у некоторых будет - выдержи все, спокойно вытерпи, победи бесовские искушения, выстой, и благодать Божия поможет вам. И вы сами потом скажете: «Господи, и не заметил или не заметила, как выстояла, помолилась».
Благодатное коленопреклонение. Троицкие молитвы будем читать, с зажженными свечами будем стоять. Свечи зажигать на вход, я скажу, когда зажигать свечи, раньше времени не зажигайте. Прочитали молитву - тушите свечи, и потом опять, когда «паки и паки, колена приклоньше...», тихонечко можно зажигать свечи. И свеча - символ огненного языка, Духа Святаго в день святой Пятидесятницы. Помолимся, тогда я благословлю и отпущу вас домой во славу Божию.
Неделя святой Пятидесятницы идет. Празднуем всю неделю праздник Святой Троицы. Совершать будем завтра второй день Святой Троицы - день Святаго Духа.
Вам что я сказал, антракт уже или что, что вы ходите там? Что я отпустил вас или в голове закружилось у вас? Странно. Как в Пятидесятницу - странное поведение, там были странные глаголы, а тут странное поведение. Вам же здесь не клуб - ходить взад-вперед, а храм Божий. Стой, не упадешь.
Второй день Святой Троицы завтра. День Святаго Духа. Праздник. Сегодня в четыре часа совершаем малое повечерие, поем канон Святому Духу на повечерии, и совершаем утреню. Вечерню уже мы отслужим после святой литургии, в сегодняшний вечер. Завтра читаем акафист Святому Духу: «Приди, Утешителю, Душе Святый, и вселися в ны», совершаем литургию. После святой литургии совершаем крестный ход вокруг храма и молебен с водоосвящением на кладезе и поем торжественно «Царю Небесный» и освящаем храм Божий, нас и всех вас святой водой в день праздника Святаго Духа.[...]
В субботу отдание, проводы праздника Святой Троицы[...].
И в будущее воскресенье праздник Всех святых от века Богу угодивших, и иконы Божией Матери Семистрельной - умягчение злых сердец человеческих.
Эта неделя всеедная, накануне поста Петрова. В среду и пятницу и понедельник нет поста, кушаем скоромную пищу. Белки, белки кушаем, наедаемся перед святым постом, во славу Божию. В будущее воскресенье, на праздник Всех святых, заговление будет на Петров пост.
И с того понедельника уже начинается пост Петра и Павла, по милости Божией, Петровка начинается. А там ждем праздник Всех русских святых[...]. Будем готовиться и к крестному ходу потихоньку в этом году, как модно говорить, - на природу пойдем. Вылазку на природу, повывожу вас на природу, на ставок, на молитву, на травочку и на все прочее удовольствие, во славу Божию. Ну вот, все как будто бы объяснил я, рассказал я вам. А самое главное на природе это что? Помолиться, освятить воду самое главное на кринице и искупаться освященной водой, во славу Божию. Все объяснил, все рассказал я вам.
Смотрите, времена лукавые сейчас суть. Бес расколами Церковь благодати лишает. Сейчас я сижу читаю историю ХХ века Церкви. Какие эти искусственные расколы, обновленчество и все прочее в Церкви были. И как мудро священномученики наши стояли за Церковь, за благодатность Церкви, как они умирали за нее! Но не допускали никаких расколов, никакого политиканства, никаких разделов Церкви. Так и в наше смутное время эта филаретовщина сатанинская, эти все нечисти. Твердо, мудро смотреть, не впасть в искушение! Вот самое главное - не отойти от благодати Духа Святаго, не потерять ее, но пребывать с благодатию Духа Святаго.
Вот это самое главное сейчас. Духовное рассуждение и духовная мудрость. И что бы ни говорили на Святейшего Патриарха, нам Господь дал великого старца нашего времени, мудрого. Мудро он руководит Церковью, и только злобные масонские силы и прочие диавольские силы скрежещут на него зубами. Патриарх, как и вся Церковь, терпит и молится. И нам дай, Господи, именно вот этот путь христианской жизни - терпеть, молиться и спастись всем. Аминь. С праздником Святой Троицы всех.
Вопросы есть какие? (Задают вопрос из храма, как ставить свечи). Это частный вопрос, не церковный. Троица Святая. Ты подумай. А ей: «Как свечку ставить?» Купила свечку, подала, даже не ставь ее, никогда не ходи, я запрещаю это делать. Положила свечку, когда она сгорит, то уже проблема церковная. Твое дело жертву принести. О здравии или за упокой нет свечи. А свеча - дар Божий. Общая свеча идет, да и все. А глупостями бабьими нечего страдать - то за упокой, то за здравие. То за зло, то за добро ставить свечки - это язычники только делают, неверующие люди, колдуны делают так, такие свечи ставят. А добрый человек взял, передал свечку, да и всё. Не толкается не ходит, не бегает. А то станет эту свечку, поставит, смотрит на неё, как она горит. Да и ты ж так сгоришь, как эта свечка, быстро, не заметишь как. Не надо глупостями заниматься и суевериями не нужно заниматься.
Что ещё? Всё как будто бы. Значит, помогай, Господи, мирно помолится на вечерни сейчас, тихо, спокойно. Коленочки свои помучить хорошенько, соли свои поразбивать все, чтобы благодать Духа Святаго осенила и освятила нас в сегодняшний день святой Пятидесятницы. Чтобы и для нас всех молящихся, как в Сионской горнице некогда апостолам, благодать дал Господь Духа Святаго, освящающей нас на дальнейшую жизнь нашу. Аминь.
С праздником всех вас.
Произнесено 30 мая 1999 г.