Православное Богослужение: литургия, всенощная... Многим, далеким от Церкви людям, да и тем, кто мыслит себя верующим, но в храм заходит лишь изредка, считая достаточной свою личную веру - храмовая служба кажется архаизмом, в современном динамичном мире почти неприемлемым, данью традиции.
Само слово «Богослужение» просто и ясно говорит за себя: это - служение Богу. А значит, это труд, и надо быть готовым его понести.
Важно помнить слова Ф. Достоевского: «Дьявол постоянно борется с Богом, и полем борьбы является сердце человеческое».
Отсюда понятно, что Богослужение должно совершаться не только в храме, но и в душе человеческой. Служение Богу в душе человека - это его нравственное состояние.
Часто слышится такое: «В храме службы очень длинные, архаичные, монотонные; хор невыразительный, почему бы ему не петь наших прекрасных композиторов - Рахманинова, Чайковского, Веделя... И читают непонятно - церковно-славянский язык...
Но проблема не в этом, а в нас самих. Насколько готовы мы встать на защиту своего Бога? Мы ведь можем стать либо крестоносцами, либо Богоборцами. И когда мы начнем настраивать свои сердца как некий музыкальный инструмент - на песнословие своему Творцу, то тогда и Богослужение в храме станет понятным, родным и близким!
Многие спрашивают: «Есть же и другие, более простые образы служения Богу - например, у протестантов... Можно же уйти от архаики, хотя бы перевести службу на современный язык!».
Думается, что проблема языка навязывается Церкви людьми околоцерковными или нецерковными. Ведь в любой области человеческой деятельности и знания, даже не такой сложной и объемной, как религиозная, есть свой язык и своя система терминов! И в православном Богослужении абсолютное большинство слов просто непереводимо без смыслового ущерба.
После 1918 г. была, как известно, создана комиссия, возглавляемая тогда архимандритом Сергием (Страгородским). Он перевел некоторые Бгослужебные тексты, которые вскоре и были изданы. И что же? Народ не принял эти тексты! Многие говорят, что Кирилл и Мефодий создали Бгослужебный язык из бытующего, общеупотребительного языка своего времени. Это абсолютно неверно! Они создали язык для Бгословия, язык, который их современникам не был понятен так, как обычный язык повседневного общения. Язык Бгослужения и не должен быть обиходным! В нашем языке так много слов, неприемлемых в общении с Богом!
И другая сторона. Все мы знаем, как интенсивно сегодня изучаются иностранные языки в школе, вузе, многие изучают их частным образом, тратят на это немалые деньги. Но вот что удивительно: почему же мы, прилагая столько усилий к изучению чужих языков, не хотим даже попытаться потрудиться над изучением языка наших предков?
Или почему, скажем, Русская Православная Церковь стоит не только за сохранение церковно-славянского языка, но и не позволяет своим прихожанам сидеть на Богослужении, как сидят на службе у католиков и протестантов? А ведь аргументы в пользу «сидения» очень гуманные: в Церковь ходят много пожилых людей, среди них немало действительно немощных; да и остальные - приходят в храм нередко после рабочего дня, устают... Но ведь в этом-то и заключается служение Богу!
Невозможно настоящее служение, если ты обмяк на стуле или развалился в кресле; а если еще дома, у телевизора, из которого кто- нибудь так красиво, правильно и возвышенно говорит о Боге... И я, вдохновленный, готов уже из кресла сразу вознестись в Царствие Небесное! Да не «залезть» в Царствие Небесное из кресла - надо потрудиться, в той или иной степени принести себя в жертву, т. е. в том числе немного напрячь свои силы, свой слух, активизировать свое внимание и понимание, в частности, понять тот текст, который предлагает Церковь...
Есть и такие суждения: «Не лучше ли сегодня службу сократить, чтобы можно было бы зайти в храм, загореться здесь огнем, «погореть» так 5 минут «свечкой» прямо до неба - и потом - домой...Но коварство дьявола все то же самое - погубить человека.
Однако и опыт борьбы с ним у Церкви - огромный, успешный. Стоит на него опереться! Почему, в частности, необходима большая продолжительность служб? Во многом и по причине психологической: психика человека не способна быстро перестроиться - перейти от мирских забот и проблем к духовному состоянию, соответствующему службе Богу. Служба не должна продолжаться 15 минут - как у католиков.
Если правильно расставить акценты, то получается такой ответ: человек служит Богу, но совершает службу для самого себя, для созидания собственного спасения. Ведь мы никакими славословиями своими не прибавим славы Богу, ибо Бог славен и без нашего участия, но наше славословие, наше Богослужение необходимо прежде всего нам. Служба направлена в наши души, наши сердца!
Чаще же всего человек ленится служить Богу, отсюда и различные нарекания по отношению к Литургии, к Церкви в целом.
Поэтому будем просить у Бога, чтобы Он открыл нам всю красоту и смысл православного Богослужения! А поможет нам в этом раздел сайта, посвященный Богослужению Троицы.