Иконы и фрески
Святитель Григорий Богослов "Слово 41 на Святую Пятидесятницу "
Ссылки
Поделиться:
Главная
Богословие
Проповеди
Преподобный Феодор Студит

Феодор Студит (759—826) — византийский монах, преподобный, аскет, деятель и писатель. Сын чиновника, родственник св. Романа Сладкопевца, Феодор получил хорошее образование под руководством матери; под влиянием дяди Платона, игумена мон. Саккудион, 22 лет от роду постригся в этом монастыре; молодая жена его Анна также приняла монашество. Ещё при жизни Платона Феодор стал игуменом и стал известен как аскет и проповедник. В 798 г. он переселился со своими учениками в Студийский монастырь, сделавшийся под его руководством светочем тогдашнего монашества; Студиты приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патриарх и император. Феодор дал Студию строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда братии. Считая долгом пастыря и монаха идти против всякого беззакония в церковных делах, он выступил против незаконного с канонической точки зрения развода и нового брака императора Константина VI, хотя этот брак был одобрен патриархом и возводил на престол родственницу Феодора. Он был подвергнут истязаниям и изгнан, но скоро по смерти Константина вернулся в свою обитель (797). Когда возник вопрос о прощении отрешенного от сана священника, повенчавшего Константина, Феодор восстал против этого, опять вопреки императору и патриарху, и был изгнан на один из Принцевых островов, где пробыл два года (809—811). По смерти императора Никифора, Феодор опять торжественно вернулся в свой монастырь. Не прошло и трёх лет, как ему пришлось вступить в новую борьбу: возобновилось иконоборчество. Когда Лев Армянин созывал собор против почитания икон, Феодор сказал ему: «не нарушай мира Церкви; Бог поставил в церкви иных апостолами, других пастырями и учителями, но не упомянул о царях; оставь церковь пастырям и учителям. Если бы сам ангел сошёл с неба и стал извещать истребление веры нашей, то не послушаем и его». Феодор видел в иконоборстве нарушение свободы церкви, а с догматической стороны усматривал в отрицании видимых изображений Христа умаление полноты Его человеческой природы, против воли Его, пославшего Авгарю Свой нерукотворный образ. Феодор не был догматиком оригинальным и глубоким, как его предшественник по защите икон, Иоанн Дамаскин; но он был первым борцом современного ему православия. За устроенный им крестный ход с иконами Феодор был заключён и сослан; биография, составленная двумя поколениями позже, много говорит о его мучениях и скитаниях. В темнице Феодор продолжал борьбу, апеллируя к патриархам, прежде всего к папе, которому «Христос вручил ключи веры». Новый император прекратил преследования. Феодор встречен был народом как мученик и чудотворец; но монастыря ему император не вернул. В скитаниях он скончался в 826 г., окруженный учениками. Через 2 года он был канонизован, и на соборе 842 г., когда восторжествовали студиты, его имя было прославлено в числе первых. Среди современников Феодор пользовался громадным влиянием; завещание его ежегодно читалось во время службы в Студийском монастыре. Для потомства Феодор является одним из главных учителей аскетизма и апологетом иконопочитания. Главное теоретическое сочинение Феодора — три книги «Опровержений», из коих первые две написаны в форме диалога между православным и еретиком, третья же излагает учение о видимом образе Христа в форме опровержения, по пунктам, доводов, представленных иконоборцами. Устав, данный Фёдором Студийскому монастырю, не был, по-видимому, записан им самим и в первоначальном своём виде до нас не дошёл. Скоро после смерти Феодора, кем-то из братии было составлено «Изображение установления (то есть порядков) обители Студийской». К началу XI в. существовал уже полный устав, подробно регулировавший жизнь монахов, с определением епитимий за различные проступки. Этот устав получил громадное распространение; например в монастырях Южной Италии, некогда греческих, сохранилось до 9 различных редакций, носящих имя Студийского устава. Для Востока, особенно для Руси, Студийский устав, в редакции патриарха Алексия (XI в.), имел такое же значение, как для Запада устав св. Бенедикта. Он был занесён на Русь в 1065 г. киево-печерским игуменом, пр. Феодосием; «от того же монастыря приняли», по словам летописи, «все монастыри устав». Период наиболее плодотворной, колонизационной и просветительной деятельности русских монастырей совпадает со временем господства Студийского устава. Главным памятником литературной деятельности Феодора, где всего яснее сказались его взгляды на жизнь, являются проповеди. Они были собраны в двух «Катехизисах» — Большом и Малом. Источниками для автора являются Св. Писание и жизненный опыт; главной темой служат идеалы аскетической добродетели, деятельной, не созерцательной; но фон для каждой почти проповеди новый. Ф. отзывался на все главные вопросы текущей политической и общественной жизни. Малый Катехизис был одной из любимых книг средневекового греческого и, по-видимому, славянского общества. Из отдельных слов особенно выдаются надгробные речи в память матери и игумена Платона. Не менее ценной является обширная переписка Феодора; издано пока около 550 писем. Многие из них весьма важны для истории церковно-политических вопросов VIII—IX в. Переписка Ф. вскрывает пламенную любовь его к свободе церкви и ревность к поддержанию церковного единства Востока и Запада. Из поэтических произведений Феодора изданы лишь каноны «На воздвижение св. Креста» и «На поклонение св. иконам», употребительные доселе в Богослужении, а также 18 гимнов в честь различных отцов и святителей церкви. Всего более известны эпиграммы Феодора — краткие стихотворения ямбического размера (всего 123) на различные темы из монастырского обихода.

По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать Святую Пятидесятницу - Сошествие Святого Духа. О Его Сошествии Иисус Христос сказал: Уне есть не только вам, но и всему миру, да Аз иду, - да приидет Дух Святой. Аще бо не иду Аз, Утешитель, (т. е. Дух Святой), не приидет к вам аще ли же иду, послю Его к вам. Егда же приидет Он, наставит вы всяку истину (Ин. 16, 7,13). Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не Ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа.

Итак, Единородный Сын Божий, исполнив Отеческое дело, восходит на Небеса, а Дух Святый нисходит: не иной Бог (да не будет!), - но иной Утешитель, как написано. О, неизреченное человеколюбие! Сам Бог соделался Утешителем нашим. Так Он, подлинно, утешает отягченных несчастиями, предохраняя их от изнеможения духом, как свидетельствует об этом святой Апостол, говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни, но утешаяй смиренныя, утеши нас Бог... (2 Кор. 7, 5). Он утешает устрашенное демонскими страхованиями сердце, возводя его через дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как свидетельствует святой Давид: «яко Ты, Господи, помогл ми, и утешил мя еси» (Пс. 85, 17). Он утешает, воодушевляя мятежный ум, что ему дан был пир с Богом и покой, как свидетельствует Апостол, говоря: «по Христе молим, яко Богу молящу нами; молим по Христе, примиритеся, т. е. имейте мир, с Богом» (2 Кор. 5, 20).

Видишь неисследимое снисхождение? Видишь дар несравненный? Горе - на Небесах, Единородный Сын ходатайствует о нас пред Отцом, как написано: «Иже есть одесную Бога, Иже и ходатайствует о нас» (Рим. 8, 34). Долу - на земле, Дух Святой утешает нас многообразно.

Что же мы воздадим Господеви о всех сих дарованиях, яже воздаде нам (Пс. 115, 4)? Не то ли, о чем говорит псалом: «Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляяй нища из руки креплших его, и нища и убога от расхищающих его» (Пс. 34, 10). И еще: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс. 120, 2). «Аще не Господь помог бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя» (Пс. 93, 17), «Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек» (Пс. 117, 6).

Имея такого Утешителя, Духа Святого, Непобедимую Силу, Великого Защитника - Бога и Споборника, не убоимся страха вражия и не устрашимся сопротивных сил, но мужественно и твердо поспешим на подвиги, переживая в них дни за днями, не прельщаясь обольщениями змия и не изнемогая под непрестанными его нападениями; греховное пожелание - не удовольствие и радость, а опасная и лютая болезнь, - не сласть, а умоисступление и злое омрачение. Знают сие укротившие неистовство плоти, омывшие скверны ее и всем сердцем прилепившиеся к Единому Богу. Такой образ жизни есть приятнейший и счастливейший: ибо тогда человек, хотя находится в плоти и в мире, но духом обитает в невидимом, упокоеваясь духом от благодатного дыхания Духа Святого.

Зачем же мы попускаем, чтобы сластолюбие, победив нас, до того извращало и таким изменениям подвергало нас, что мы, долу поникши к земле, к плоти и крови, совсем отчуждаемся от Всеблагого Бога нашего? Бежим, братие, от всякой страсти: бежим сребролюбия, которое есть корень всех зол; бежим всякой другой страсти, какая поборает душу нашу, - гнева, зависти, ненависти, самолюбия, своеумия, чтобы смерть не застала нас неготовыми и не удалила нас от Бога; отчуждение же от Бога есть отчуждение и от Царства Небесного. Суд и воздаяние вечное тому, кто не сотворит угодных Богу дел; такого суда не перенесет никакая плоть, ибо и помыслить об этом в уме своем, прежде нежели подвергнуться истязанию, есть уже мучение.

Дабы нам возможно было избежать гнева Божия, грядущаго на сыны непокоривыя (Еф. 5, 6), будем совершать добрые дела, да возвеселится Господь о делех Своих (Пс. 103, 51).

Начнем же неотступно благоугождать Богу, очистим себя и обновим души свои. Дерзайте: «Близ Господь всем призывающим Его во истине» (Пс. 144, 18). Будем ежедневно каяться, и Бог простит нам грехи, утешит нас и дарует нам Жизнь Вечную, которую да сподобимся получить о Самом Христе Господе нашем, Ему же подобает слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ЖМП, 1980 г., № 6, с.27-28

Добавить в блог

Наши проекты | Вопрос священнику | Обычаи | Богослужение | Богословие | История | Иконография | Искусство | Монастыри и храмы | Детская страничка | Медиа | Поздравительные открытки | Фотогалереи | Обратная связь | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика